Все новости
Культура
25 Августа 2012, 18:12

Наше искусство мечется между душой и коммерцией

Татьяна Разина — о киноиндустрии и отечественном зрителе

Кинотеатр «Родина» — это не только фильмы, это яркие, незабываемые праздники.
Кинотеатр «Родина» — это не только фильмы, это яркие, незабываемые праздники.
Более полувека назад в самом центре исторической части Уфы появился новый кинотеатр «Родина» — светлое здание с колоннами в стиле сталинского ампира по проекту московского архитектора С. Якшина. Это место практически сразу же полюбили уфимцы. Попасть в кинотеатр было нелегко. Сейчас уже трудно представить, но ведь больше часа, переминаясь с ноги на ногу, томился в длиннющих очередях народ с жадным блеском в глазах и надеждой купить заветный билетик.

В уютном фойе в вечернее время на радость влюбленным и завсегдатаям вдохновенно играл когда-то «вживую» оркестр и под звуки аккордеона пели артисты. Вдумчивые интеллектуалы перед сеансом сходились в бою за шахматной доской. Самое вкусное мороженое продавалось, конечно же, здесь. Вместе с новым фильмом, как правило, добрым, этот антураж складывался в теплый и надолго запоминающийся праздник души.

Годы пролетели незаметно, многое изменив в облике города. «Родину» со всех сторон обступили коммерческие многозальные кинокомплексы. Преданные своему любимому кинотеатру, мы не без основания боялись, что в этой конкуренции «Родина» не выживет или потеряет только ей свойственные облик и суть. Выстояла наша «Родина»!

С 1996 года у кинотеатра появился статус — Центр российской кинематографии. С ним пришли яркие кинопраздники и фестивали, незабываемые встречи с настоящими, не однодневными, звездами российского кино. Чем живут сейчас «Родина» и остальной киномир? Об этом рассказывает директор кинотеатра Татьяна Разина.
— Татьяна Анатольевна, в чем, по-вашему, изюминка, секрет столь долгой жизни «Родины»? Как вам удается конкурировать с кинокомплексами, DVD?

— Как правило, сейчас в больших городах строятся многозальники, которые очень любит посещать молодежь. Наш кинотеатр спасает то, что «Родина» сохранила свои традиции: в киноафише — не только блокбастеры, фильмы, которые идут везде. Мы всегда старались показывать интеллектуальное кино. Наш зритель не просто забегает сюда между делом, чтобы пожевать поп-корн, выпить кока-колу, ну, и посмотреть что-нибудь, что сразу вылетит из головы, как только выйдешь на улицу. Для него это действительно поход в кино. Два часа в тихом сумраке зала, дающие ощущение причастности к мировому кинематографу. Для этого и проводятся фестивали немецкого, французского, датского, азиатского кино, Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов, проект «Английская Национальная опера на большом экране».

Вообще же, в любой работе должна присутствовать душа. Душа кинотеатра — это, конечно, люди, для которых «Родина» стала не просто местом работы, а судьбой. Это арт-директор Рида Утяшева, художник Наиль Хафизов, инженер Николай Тяпкин, который пришел сюда восемнадцатилетним и работает вот уже более 40 лет. Нет ни гвоздя, ни винтика, которые он не знал бы «в лицо». Это Ольга Бартасевич, прошедшая путь от контролера, механика до мастера устраивать фуршеты для любимых гостей кинотеатра. Это администраторы, улыбки которых поднимают настроение зрителю. Это недавно ушедший, к сожалению, от нас Александр Богатов. Не было в городе ни одного склада, который бы мы не объездили в поисках подходящих материалов для ремонта. Ему так хотелось, чтобы все было недорого, но красиво.

Кроме того, нужно принять во внимание и наши демократичные цены. Мы хорошо понимаем, что кинематограф существует и для людей, которые нечасто могут себе позволить сходить в кинокомплекс: студенты, пенсионеры — это наш зритель.

— В жизни вы не только директор кинотеатра, но и зритель. Отечественное кино — то, которое попадает на экран, а не побеждает на фестивалях, не пользуется особой любовью зрителей. А как вы к нему относитесь?

— Расцветом российского кинематографа нынешние времена не назовешь. Наше кино мечется между душой и коммерцией с креном то в одну, то в другую сторону. Между тем, думаю, это вполне выполнимая задача: снять фильм, который будет, как сейчас говорят, культовым искусством и в то же время качественным. Неизменным успехом пользуются фильмы исторические, в жанре фэнтези. В качестве примера можно назвать «Титаник» — очень успешный фильм и с точки зрения кассовости, и качества: хороший сценарий, прекрасный актерский состав, операторская работа, музыка. Одна восторженная зрительница смотрела его 13 раз. Пришла ко мне и, переполненная счастьем, подарила букет роз. Неожиданно успешно выстрелила «Сага. Сумерки». То есть беспроигрышный вариант — красиво сделанная история любви. Любовь — основа всего.

Сергей Бондарчук сказал как-то: «У нас есть хорошие режиссеры, хорошие актеры, идей — не хватает». Это беда всего мирового кинематографа. Отсюда — многочисленные римейки, среди которых мало удачных. Ну разве дело: сейчас снимают сразу два римейка «Кавказской пленницы»?

— Приоткройте немного секреты кинорынка: какие фильмы пользуются успехом, как закупить ленту, не оставшись в проигрыше? Как формируется киноафиша?

— Учитывая то, что самый активный зритель — это в основном компьютеризированная молодежь, мы, конечно, стараемся показывать фильмы, рассчитанные на их интересы, фильмы, названия которых уже стали брендом в мировом прокате. Очень приятно, что хорошие кассовые сборы делают наши отечественные мультики.

Раз в квартал мы ездим на кинорынок в Москву, Санкт-Петербург, где дистрибьюторы предлагают пакет кинофильмов. Раньше была возможность отсмотреть все предлагаемые ленты и определиться с выбором. В зал мы приходили в девять утра и уходили в час ночи. Конечно, тяжеловато, зато я приезжала в Уфу, полная впечатлений и уже точно зная, что везу нашему зрителю. Сейчас показывают в основном ролики, трейлеры. А что такое трейлер: это «замануха», самые интересные моменты фильма. Делаешь на него ставку, привозишь в Уфу, а он себя не оправдывает. А прокатчикам все равно: 50 процентов, хочешь не хочешь, мы должны отдать им. И не они, а кинотеатр должен заплатить отчисления РАО (Российскому авторскому обществу).

— Некоторые кинотеатры организуют у себя ночные сеансы, например, «Смена» в Уфе. Вы о таком не думали?

— А они у нас уже проводятся — с мая этого года. Полуночники приходят в субботу с 23.30 и до шести утра. Тематический показ, правда, организовать довольно сложно — смотрят в основном фильмы из текущего репертуара. Первый раз я очень переживала, все думала: а кто придет, кому по ночам плохо спится, разве что хулиганам каким-нибудь. А пришла очень приятная интеллигентная молодежь, может быть, мучимая творческой бессонницей или проблемами мировой несправедливости...

— Насколько знаю, у вас действовал киноклуб «Синематека». Да и сейчас вы нередко показываете артхаусное кино. Поясните немного, что такое артхаус? Интересен ли он современному зрителю и почему?

— Артхаусное кино называют еще интеллектуальным, или кинофильмами для мозгов. Приходит ищущая молодежь, справедливо считающая, что они не такие, как все. Отрадно, что зарубежные кинозвезды, например, Роберт де Ниро, Дэвид Духовны, Аль Пачино, снимаются в некоммерческих малобюджетных проектах, причем бесплатно. Так же как любая сфера искусства, кино — понятие субъективное. Кому-то фильм покажется непонятным, для кого-то станет открытием, шедевром. Для последних мы и показываем артхаусное кино.

— Понятие «культура» многогранно и, безусловно, включает в себя понятие кинокультуры. Как может коллектив кинотеатра способствовать формированию у зрителя вкуса, умению различать фильмы-однодневки и ленты, становящиеся шедеврами мирового кинематографа?

— Мы активно работаем со школами. Для учеников готовим целую программу, предваряя показ фильма вступительной беседой. И надеемся, что подготовленные таким образом школьники придут в кинотеатр снова — уже с друзьями. Посмотреть фильм, обсудить его, может быть, написать сочинение — этому надо учить со школы. Это и речь развивает, и умение логически мыслить.

— Говорят, кино — это продажа настроения. Как, по-вашему, «продать» качественный продукт?

— Праздник души не обязательно проходит в такой последовательности: пришел, посмотрел, посмеялся или умилился. Можно посмотреть то самое артхаусное кино и, быть может, не осознав сначала, унести с собой в душе какой-то отголосок еще непонятного чувства, желания переосмыслить что-то в жизни, понять себя и людей вокруг. Когда наша душа пусть на полсантиметра «воспарит над землей» — это и есть праздник.
Читайте нас: