Завершилась XXII международная акция «Зауралье-2012. Природа. Человек. Культура», организованная Республиканским центром народного творчества и председателем Башкирского отделения Союза фотохудожников России Рамилем Кильмаматовым. Группу составили Фаиль Абсатаров, Радик Кильмаматов, Раиф Бадыков, Рамиль Нафиков, Вадим Мадияров (Башкортостан), Султан Исхаков, Рифхат Якупов (Татарстан), Сыткы Фират, Ибрагим Демирель (Турция), Франческо Джорджио (Италия). В течение недели фотохудожники с мировыми именами исследовали зауральский регион через объективы «навороченных» камер. Вместе с ними в экспедиции побывали корреспонденты нашей газеты, выступившей информационным спонсором акции. Первые впечатления были изложены в «Дневниках». Сейчас же хочется поделиться общей, более или менее сложившейся картиной.
Найден «золотой ключик» к зауральской двери
В этом году маршрут пролегал по Бурзянскому, Хайбуллинскому, Абзелиловскому районам. Заезжали фотохудожники и в Сибай. В районных администрациях обсуждали минувший экономический форум. Люди попроще в суете и обыденности трудовых будней вряд ли обратили внимание на чиновничье брожение. Но, общаясь и с теми, и с другими, замечаешь: в регионе просыпается деловая инициатива, в почете предприимчивость. Ее пестуют, воспитывают с младых ногтей.
...Разговариваю с Инсаром Кульмухаметовым. Он — выпускник сибайской гимназии-интерната. В основном здесь учатся ребята из многодетных и малообеспеченных семей, сироты. При этом в вузы поступают до 98 (!) процентов учеников. Учителя говорят: в знания — вгрызаются, новые навыки осваивают — хоть профессиональный разряд присваивай. Инсар только что станцевал танец «Черная курица» — ироничный, многозначный, нисколько не смущаясь внимания фотографов, которые, впрочем, ошарашены этим напористым, непринужденным, свободным танцем мальчика. «Куда поступать будешь?» — «В аграрный, в Уфе». — «Почему в аграрный?» — «Там хороший танцевальный ансамбль, после него, говорят, берут в Файзи Гаскарова». — «Так почему в сельскохозяйственный идти надо? Может, сразу в хореографическое училище?» — «Чтобы и танцевать уметь, и к земле ближе быть».
Спустя время понимаю: с этим высказыванием согласилось бы большинство зауральских молодых людей — хватких, твердо стоящих на ногах, но при этом мечтательных, желающих открыть новые горизонты. И совсем не обязательно, что это будут горизонты местных шахт... С пытливыми, талантливыми детьми фотохудожникам приходилось встречаться не только в аудиториях привилегированных колледжей, но и в самых глухих башкирских деревнях.
И вполне объяснимыми становятся слова главы администрации Хайбуллинского района Рустама Хайруллина, с которых он начал нашу встречу:
— Мне бы, самое главное, вытащить на свет божий, в люди талантливых ребятишек — актеров ли начинающих, скульпторов ли. Хайбуллинские — они во всем перфекционисты. У них все должно быть лучшим: если едут на олимпиады, на конкурсы, значит, с Гран-при вернутся. Как минимум, с первым местом. Дети — как зерна, им сейчас прорасти надо. А нам за ними — ухаживать.
Рустам Равдатович с ходу просит фотохудожников оценить фото, сделанные хайбуллинскими детьми, провести мастер-класс. Фотографы, конечно, соглашаются.
И другие приоритеты, кроме «детского», обозначил глава:
— Горно-рудное производство — пока основная составляющая жизнедеятельности района. Но ключевое слово здесь «пока». Запасы меди и золота не возобновляемы. Под Стерлитамаком гору, которая 250 миллионов лет простояла, за 50 лет изглодали... То же самое и у нас. «Съедим» медь — с чем останемся?
Владельцы горно-обогатительных фабрик, рудников, к счастью, думают и об инфраструктуре. Она сослужит свою службу при развитии туристического бизнеса, на который мы делаем одну из главных ставок. Природа, степные просторы, горы, реки — вот что привлекает людей в наш регион. (Те же оренбуржцы днюют и ночуют в палатках на берегах Сакмары). Это неизбывный ресурс, которым надо воспользоваться. Сибайский форум назвал туризм главным ключиком к открытию Зауралья.
Хайбуллинские южные степи — источник основного крестьянского богатства — хлеба. У нас самый длинный солнечный день в Башкирии, и во многом благодаря этому природному фактору мы имеем твердую пшеницу — лучшую в республике. Но зерно в своем простом исконном смысле малоинтересно. Гораздо интереснее бренд: «хайбуллинская мука», «хайбуллинские макароны». Для того чтобы эти бренды закрепились, высококлассную пшеницу нужно перерабатывать здесь же. Не надо гигантомании. В каждом населенном пункте должны быть маленькие мукомольные заводики. Из малого складывается большое — малобюджетные проекты в итоге будут формировать местный бюджет.
То же самое и в животноводстве — отрасли, с которой искони связан менталитет башкир. Мы имеем огромные пастбища. Корм, как говорится, под ногами. И нет ни одного перерабатывающего производства. А ведь мотив для его создания налицо. В башкирских семьях не утрачены традиции качественной переработки мяса, создания рецептуры национальных колбас — из конины, говядины. Важно их сохранить и объединить: для этого сейчас будем покупать в лизинг мясоперерабатывающую линию. Уверен: хайбуллинские мясные нарезки, хайбуллинские «казы» в скором времени станут узнаваемы и популярны.
К сожалению, у мелкого предпринимательства в провинции есть тормоз: отсутствие четко прописанных в законе условий частно-государственного партнерства. Мои предложения заключаются в том, что следует разграничить бизнес по категориям и упростить процедуру получения кредита для предпринимателя, сделав его «зависимым» не от столичных чинуш и банков, а только от районной администрации, которая могла бы выступить гарантом для предпринимателя. При этом мы могли бы помочь частнику уже с первых дней, не будучи заподозренными в «кумовстве». Пока же мы можем включиться в процесс только через год, который должен проработать «ипэшник», платя налоги и производя продукцию. Но деньги ему нужны более всего на начальном этапе, в момент становления...
К сожалению, на Сибайском форуме в выступлениях московских экономистов была заметна эта оторванность от практики, от требований дня. Но к следующему форуму, думаю, я смогу предъявить и свои выкладки, которые пойдут на пользу партнерству власти и предпринимателя.
В том, что власть и предприниматели думают в унисон, пришлось убедиться на карьере «Юбилейный».
— Это что за промышленный шпионаж развели? — заместитель гендиректора Александр Голомолзин делает вид, что возмущен приездом фотографов, обращаясь к своему визави, другому заму Раилю Ибрагимову. — Откуда это нашествие?
Я встреваю, объясняю, что на краю огромного кратера стоят асы фотографии, возможно, создающие в эти минуты снимки века.
Александр Алексеевич не сдается:
— Что же здесь высокохудожественного? Изгрызли, истерзали землю. Этот кратер для Земли — все равно что незаживающая рана на теле человека. Налетели, как воронье.
Пытаюсь объяснить, сколь необычна графичность гигантской серой воронки, перетянутой нитками дорог — их спряли колесами 45-тонные «Вольво». Отсюда, сверху, осанистые «шведы» больше похожи на бабочек-коробочек, которые не к небу унесут, а скорее к самому земному дну...
Подхватываясь, Александр Алексеевич объясняет: сейчас вскрыты первые три пласта, на очереди — четвертая залежь, и так — до шестой. Когда до нее доберутся, и без того один из самых глубоких рудников Европы достигнет своего апогея — 330-метровой глубины. Башкирия же через пять лет станет первой в стране по добыче меди.
Вот под такой оптимистичный комментарий замгенерального Раиль Ибрагимов вызвал для нас вахтовую машину и разрешил спуститься — но «незаметно и неглубоко». А сначала пускать не хотел...
Зауралье — это шесть районов, территориально занимающих почти треть Башкортостана. Здесь проживает девять процентов населения республики. В то же время вклад этого района в экономику региона не превышает шести процентов, а вклад в консолидированный бюджет — не больше четырех. Бюджеты муниципальных образований — самые высокодотационные в республике. Впервые о необходимости создать стратегический программный документ заявил в августе 2010 года президент республики Рустэм Хамитов на выездном заседании правительства в Сибае.
|