Цветущий май 1992 года. Один из известнейших российских дирижеров того времени на приеме у облеченного властью чиновника решился похлопотать за свой знаменитый оркестр, творческий энтузиазм которого находился на последнем издыхании. «Вот поднимем экономику, тогда за культуру возьмемся», — обнадежил тот. «Когда вы поднимете экономику, в культуре поднимать будет нечего!» — хлопнул дверью дирижер. Двадцать лет назад в республике понимали, что театр, музыка — последнее убежище смертельно уставшего от смуты человека. 5 мая на свет народился коллектив, которым гордятся жители республики, считая его одним из тех нематериальных сокровищ, с которым просто обязан познакомиться любой гость столицы — Национальный симфонический оркестр. Правда, это название он получил в 1994 году, созданный ранее как симфоническая капелла телерадиокомпании «Шарк». Бывает, чтобы оценить событие в культурной жизни, необходимо время, но «новорожденный» сразу заявил о себе как о «взрослом», наделенном зрелыми талантами коллективе. Капелла ярко проявила свои возможности, организовав I фестиваль симфонической и хоровой музыки, о котором с восхищением писала музыковед Людмила Атанова: «Оркестр очень молод — исполнился только год со дня его основания, но своим старанием и любовью к музыкальному искусству и его творцам он совершил подвиг — заставил любителей большой музыки поверить в грядущий рост музыкального искусства Башкортостана».
Но вскоре наступили времена, хуже которых для музыканта, привыкшего к звукам инструмента, как человек — к звукам своего голоса, представить невозможно. Наступает время вынужденного молчания. «Шарк» стал испытывать серьезные экономические затруднения. Для капеллы это было время борьбы за существование. Это сейчас музыку, живопись, уроки талантливого педагога, в которые он вкладывает всю душу, называют культурными, образовательными услугами. В 90-х же не привыкшие еще к рыночным реалиям творческие личности ну никак не могли увязать искусство и коммерцию. Пришлось. Занимались продажей муки, сахара, масла, чтобы хоть как-то обеспечить оркестрантов зарплатой. Союз композиторов писал письма с просьбой поддержать оркестр, статьи в республиканские газеты. 22 февраля 1994 года состоялось второе рождение коллектива, а в ноябре под новым названием — Национальный симфонический оркестр РБ (НСО) — он триумфально выступил на II фестивале симфонической и хоровой музыки.
«Фестиво, фестозо» — празднично
Коллектив обладает столь обширным репертуаром, что устроить для благодарных слушателей настоящий праздник, праздник разума, воплощенный в прекрасных звуках, музыкантам не составляет особого труда. Например, ежегодный фестиваль «Рождественские встречи», дарящий слушателям ощущение волшебства заснеженной ночи, когда возможны любые чудеса и свершаются самые несбыточные мечты. Что-что, а сказку оркестр сотворить умеет. Как-то раз в наступающий год Козы на радость маленьким меломанам и даже солидным дядям и тетям в строгом зале зацокал копытцами очаровательный кудрявый козленок, напуганный немного повышенным вниманием к своей юной персоне.
Циклы концертных вечеров «Оркестр приглашает…», «Европа музыкальная», «Звезды XXI века», фестиваль «Музыкальный марафон «Евразийский мост» — фейерверк блистательного наследия музыкальных гениев мира. Надолго запомнился любителям музыки Баховский фестиваль, посвященный 250-летию со дня смерти великого немецкого композитора.
Творчество «человека тысячелетия» было представлено во всех жанрах — органные, хоровые, клавирные сочинения, инструментальные концерты, специально сделанные для этого фестиваля переложения для симфонического оркестра. Одним из главных событий музыкальной культуры давно стал международный фестиваль симфонической и хоровой музыки «Белая река», дающий прекрасную возможность блеснуть талантами и у других поучиться. Тем более, что имена этих других внушают почтительный трепет меломанам всего мира. В свое время оркестр «сыгрался» не только с отдельными звездами музыкального Олимпа — Ириной Архиповой, Николаем Петровым, Еленой Образцовой, Даниилом Крамером, Владимиром Овчинниковым, Денисом Мацуевым, Рустемом Абязовым, представителями зарубежной музыкальной элиты из США, Нидерландов, Франции, Швейцарии, Германии, Китая, но и с целыми коллективами, в числе которых Русская государственная академическая хоровая капелла имени А. Юрлова. А себя оркестр показывал не только на родной сцене, но и на концертных площадках Москвы, Казани, Оренбурга, Туниса, Испании, Швейцарии, вызывая благосклонные отклики критиков, разобравших по косточкам не один знаменитый коллектив.
«Моло делла фантазия» — полёт фантазии
Сегодняшняя жизнь, к сожалению, диктует нам так называемое «сухое» образование, считают музыканты оркестра. Это тупиковый путь развития: если не прививать человеку понятие красоты, ждать от него какого-то вклада во благо общества бесполезно. Коллектив НСО славится не только своим профессионализмом, но и креативностью, творческими задумками. Так, для завсегдатаев концертного зала училища искусств столицы разных стран «звучат» по-своему: на то существует абонемент «Музыкальные столицы мира». «Виртуозов третьего тысячелетия» меломаны тоже знают не понаслышке благодаря тем же абонементам. Названия циклов «Концерт-праздник», «Музыка мирового кино» говорят сами за себя. Оркестру выпала честь первым познакомить слушателей с произведениями башкирских композиторов — Г. Альмухаметова, Х. и М. Ахметовых, Р. Муртазина, З. и Л. Исмагиловых, А. и С.Сальмановых, С. Низаметдинова. Их музыку можно не только прослушать в притихшем, очарованном зале, но и «унести» с собой — в виде компакт-диска. «Антология башкирской симфонической музыки», например, — второй по значимости проект на территории бывшего Советского Союза после Антологии русской симфонической музыки, записанной Евгением Светлановым и Государственным симфоническим оркестром СССР.
«Атака» — продолжать без перерыва
Главная творческая заповедь музыкантов: оркестр — это театр, каждое выступление должно быть ярким, эмоциональным, должно зацепить публику. Отсюда — элемент импровизации, концерты-загадки, викторины, специальные вечера, на которых слушатели знакомятся с каждым инструментом «в лицо». Отсюда — благотворительные концерты «Оркестр — детям и юношеству», на которые приходят, в том числе, и воспитанники детских домов и школ-интернатов. Они приходят сюда, озираясь по сторонам, чувствуя себя слегка скованно в непривычно-торжественной обстановке, среди элегантных дам и джентльменов, какие не ходят по улице и не цедят из бутылки пиво, не дымят сигаретами в лицо малышу. Приходят — и остаются навсегда, взятые в плен ласковыми сетями музыки, преображающей реальность в сказку — какую захочешь. Ты в ней — король, властелин, чародей.
Иногда приходится лукавить. Например, ставя во втором отделении исполнение сюиты Джона Вильямса из культового фильма «Звездные войны», а в первом мало известного даже меломанам композитора. Довелось услышать мнение одного из набившихся в зал в потрепанной джинсе подростка: «А этот, в первом-то отделении, очень даже ничего!».
Летом НСО под управлением нынешнего главного дирижера Рустема Сулейманова и художественного руководителя Владимира Рихтера не оставит любимых зрителей. 14 июня оркестр открыл цикл концертов «Летние сезоны».
- Осталось всего три репетиции до пoзoра!
- Я скажу вам сейчас, какие тут ноты — вы очень удивитесь.
- В приличных оркестрах на дирижера не пялятся!
- Альты, куда вы лезете? И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез.
- А если кто-то сыграл фальшиво, главное — успеть посмотреть с укором на соседа.
- Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!
- Почему вы всегда так настойчиво пытаетесь играть, как только я начинаю дирижировать?
|