Все новости
Культура
5 Мая 2012, 05:20

Щедрый талант

Прошло сорок дней, как не стало большого друга газеты художника-фронтовика Анатолия Никитовича Романова

На все у Романова был свой взляд, во всем — своя позиция.
На все у Романова был свой взляд, во всем — своя позиция.
У Анатолия Никитовича Романова из деревни Искра Иглинского района даже кот на пианино играл. А прославился известный в Башкортостане художник и общественный деятель своей Народной галереей — первым в республике открыл настоящий сельский музей изобразительного искусства. Картины энтузиасту за честь считали подарить самые именитые мастера. И не только из Башкирии — из Америки, Франции, Голландии приходили посылки. Знакомиться с галереей практически со всей Башкирии постоянно приезжали школьники. На Золотой террасе летними вечерами в музее проводились встречи любителей искусства — звучали романсы, стихи, гостей угощали разносолами...
До последних дней своих Анатолий Никитович стремился оставить след на земле. И не только картинами, которых написал и подарил, в том числе больницам и школам, великое множество. Хотел он облагородить окружающий нас мир. На собственном участке, сначала только на свои деньги, а затем и с помощью спонсоров-дорожников, построил просторный выставочный зал. Мечтал, что будут приезжать к нему в столь живописные места на пленэр художники со всей республики.

Журналисты газеты «Республика Башкортостан» много раз писали об этом уникальном человеке. Он вообще, как магнит, притягивал к себе великое множество единомышленников — артистов, живописцев, работников культуры, учителей, которые по первому зову приезжали в Искру, чтобы поддержать, поздравить, выступить, а иногда и помочь в решении той или иной проблемы. Художник ни минуты не хотел отдыхать. Даже когда лежал в госпитале ветеранов войны, постоянно устраивал какие-то мероприятия. Но главным детищем мастера стала деревянная церковь в деревне Ауструм, построенная по проекту и на средства художника. Мало того — все иконы для нее мастер написал сам.

Мечтал Анатолий Никитович открыть в Уфе большой выставочный зал самодеятельных художников. Ходил по кабинетам, даже проект заказал, хлопотал о строительстве. Хотя никто ему за это денег не платил, наоборот, одни проблемы, а порой и недовольство от своих инициатив зарабатывал: мол, вам что, больше всех надо? Но именно потому, что верил Романов в хороших людей, такие в большинстве своем и попадались ему на жизненном пути. И сам он не только о глобальном заботился. Не преминет, бывало, при случае попросить за какого-нибудь совсем даже не родственника: «Хороший он парень, с работой бы помочь ему только». Или: «Девчонка растет способная, боюсь, срежут на экзаменах — замолвите словечко!» Вот такое неравнодушие к окружающим и оборачивалось той внутренней силой, которая способна была вершить большие дела.

В редакции заметили: картины Романова лечат! Светлые, добрые, они будто излучают целительную энергию, успокаивают, наводят на размышления о вечном. Журналисты любили общаться с художником — поговорить с ним можно было на самые разные темы. На все был свой взгляд, во всем — своя позиция. Спокойный, неспешный с виду, Анатолий Никитович успевал многое. Вроде и времени проходило всего ничего, а он уже докладывал: десять икон изготовил. И каких! Владел особой техникой — из толченого камня выкладывал мозаику. То на флот отправлял, то в деревню — возрождающемуся храму дарил. Не пугали его никакие трудности. Все, считал, по плечу человеку. Если, конечно, умеет он отдавать. В итоге главные награды — они вот, в толстенных книгах отзывов, в глазах доверчивых ребятишек, постижение мира для которых, возможно, начнется с экскурсии в сельскую галерею мастера.
Читайте нас: