Подведены итоги еще одной викторины, опубликованной в «Республике Башкортостан» (№ 51 от 21 марта). Нас радует, что, отвечая на вопросы, наши уважаемые читатели проявляют недюжинные знания и любознательность. Отрадно и то, что интересуются историей малой родины, ее культурой жители республики самых разных возрастов и из самых разных уголков Башкортостана. Не огорчайтесь, если не победили в этой викторине: полученные знания вам пригодятся в жизни. А викторина была, конечно, не последней.
Быстрее всех и абсолютно правильно на все вопросы ответила учительница географии из деревни Саитово Кушнаренковского района Ляля Фанисовна Хамитова. 22 года она посвятила детям. Ее победа была вполне закономерной, ведь Ляля Фанисовна преподавала культуру Башкортостана и сейчас вместе с дочкой, десятиклассницей Лилей, увлекается краеведением, а на Всероссийской олимпиаде «Моя малая родина» заняла почетное третье место.
Насколько хорошо читатели знают историю кукольного театра, можно определить по следующим ответам.
Все начиналось с кукол — Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича из повести Николая Гоголя «Старосветские помещики». Их диалог разыграла в учительской одной из уфимских школ преподавательница изобразительного искусства Мария Николаевна Елгаштина. В сценическую площадку превратилась высокая спинка кресла, а зрителями стали педагоги, забежавшие на перемену. Диалог тряпичных кукол Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича, произнесенный педагогом, сначала вызвал удивление, а затем тихий, сдержанный, переходящий в громкий, откровенный, смех. Коллеги восторженно приняли спектакль, и учительница рисования решила устроить его для своих учеников.
Мария Николаевна с успехом совмещала должности художественного руководителя, сценографа, режиссера и еще была талантливой актрисой. Кукольный театр был ее мечтой с детства. Самые дорогие воспоминания маленькой Маши — волшебный фонарь с двигающимися фигурками, подаренный отцом, горным инженером, акварельные краски от старшей сестры Зины, посещение цирковых представлений с любимой сестрой Катей, «масленка» — представления бродячих артистов на Масленицу. Любимой игрушкой застенчивой гимназистки были бумажные куклы, вырезанные из модных журналов.
Впечатления о прочитанном и увиденном в любительских спектаклях девочка переносила в домашний кукольный театр. Силой воображения стопки книг превращались в дома и квартиры, кубики — в мебель, цветы в кадках — в африканские джунгли. «Жизнь моих кукол была полна приключений. Я часами шепталась, ведя диалог за моих кукол, которые и ссорились, и плакали, ездили на балы, путешествовали и даже выходили замуж», — позднее вспоминала она.
5 февраля 1932 года в Малом зале Уфимского дворца искусств — ныне это театр оперы и балета — состоялся первый спектакль нового театра «Репка». Долгие годы у театра не было специального помещения. И лишь в ноябре 1976 года артисты пригласили зрителей в свой новый дом по адресу: проспект Октября, 158.
Маленькие уфимцы увидели спектакль театра Образцова «По щучьему веленью». А спустя два десятилетия в Уфе стал работать ученик Сергея Образцова Владимир Штейн. Театр получил огромное признание: его стали приглашать на фестивали не только союзного, но и международного значения. Спектаклем «Белый пароход» Чингиза Айтматова кукольный театр представлял Российскую Федерацию на международном фестивале театров кукол Азии в Ташкенте, а спектаклем «Галима» Мажита Гафури — на IV международном фестивале театров кукол в Венгрии, где был награжден специальным дипломом международного союза деятелей театра кукол УНИМа. В 1988 году театр участвовал в фестивале в Индии и за спектакль «Индийская легенда» был удостоен международной премии имени Дж. Неру.
Владимир Штейн занимался в Доме пионеров и мечтал о лаврах актера драматической сцены. Был допущен знаменитым актером Николаем Охлопковым к репетициям и сидел в пустом зале, постигая «искусство потрясать». Он серьезно готовился поступить в Щукинское училище и весьма неплохо выдержал вступительный экзамен. Например, на вопрос экзаменатора «Кто должен был бы иллюстрировать Мопассана?» ответил не задумываясь: «Тулуз-Лотрек». Но приговор был таким: «Молодой человек, вы слишком умны для того, чтобы стать актером». Слишком умный молодой человек, конечно, понял, что дело в пятом пункте советской анкеты. Инициативность одаренного еврейского юноши не поощрялась.
Девизом коллектива Башкирского государственного театра кукол являются следующие слова: «Подарите детям сказку!». И его работа вполне соответствует девизу. Сегодня в репертуаре театра лирическая комедия, классическая и современная сказки, музыкальные истории, башкирский эпос, спектакль-игра, пьесы для взрослых.
Владимир Штейн обладал особым даром: умел собирать вокруг себя таланты. Для постановки «Капитанской дочки» песни яицких казаков собирал для него на Южном Урале сам Дмитрий Покровский. Это был последний спектакль Штейна…
На международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык» главный художник театра Наталья Бирюкова делала куклу министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы. Куклу знаменитого азербайджанского композитора пришлось изготавливать дважды. Была фотография, где он запечатлен в наши дни, однако всем Бюль-Бюль Оглы запомнился молодым. В итоге выбор был сделан в пользу «моложавого» двойника. Полад, сидевший в зале с башкирским правительством, остался очень доволен таким знаком внимания.
Студия Союз Свободных Режиссеров — пожалуй, первое театральное образование подобного рода не только в Уфе и республике, но, наверное, и в России.
Летом 2011 года выпускницы УГАИ имени З. Исмагилова Инна Швецова, Ирина Ибрагимова, Лиана Янгирова, Екатерина Мещанинова, за плечами которых было несколько дипломных спектаклей, вместе со своим репертуаром были приняты под крыло Башкирского государственного театра кукол. С их приходом в театре возрождается традиция постановки спектаклей для взрослых, последней из которых стала «Женитьбанька» — новое прочтение гоголевской «Женитьбы».