Все новости
Культура
5 Апреля 2012, 04:18

Поговорим на языке музыки

На «Зов Урала» откликнулись исполнители из десяти стран ближнего зарубежья

Для участников фестиваля это был не столько конкурс, сколько праздник души.
Для участников фестиваля это был не столько конкурс, сколько праздник души.
Международный конкурс-фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» прошел в столице республики впервые, хотя к воплощению этого поистине широкомасштабного замысла музыкальное сообщество Башкортостана шло целых семь лет. Должно быть, поэтому Гран-при творческого соревнования стал вдвойне ценной и желанной наградой. Наивысшего признания были удостоены три конкурсанта: оркестры национальных инструментов из Тувы и Калмыкии и знаменитый ансамбль доулистов (доуль — кавказская разновидность барабанов) «Ритмы гор» из Северной Осетии — Алании.

Уникальным фестиваль стал не только благодаря своему масштабу: это 35 профессиональных ансамблей и оркестров и творческих коллективов средних специальных и высших учебных заведений из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Татарстана, Калмыкии, Тувы, Кирова, Омска, Челябинска, Уфы, Сибая, Учалов, Октябрьского — всего около 800 человек. Думается, несмотря на столь долгий путь от замысла к воплощению, он пришелся как раз ко времени и, несомненно, может считаться одной из жемчужин культурной олимпиады «Сочи-2014» — проекта, представляющего лучшие культурные события страны. Третий год олимпиады — год музыки. Участники фестиваля намерены осуществить необычную задумку: создать сводный оркестр народных инструментов тюркских национальностей. Задача не из легких: необходимо решить, какие именно инструменты, больше всего ассоциирующиеся с тем или иным народом, войдут в состав оркестра и, конечно, выбрать исполнителей-профессионалов, способных легко сыграться с коллегами из других коллективов. Башкирский курай, казахская домбра, турецкий саз сольются в музыкальной гармонии, пожалуй, еще никогда не слышанной меломанами.

Подобные фестивали, конечно, не редкость и в России, и в мире, где, к счастью, растет интерес к народному творчеству. «Изюминка» же нашего конкурса в том, что, как правило, такие форумы собирают коллективы соседних регионов, в то время как Уфа, находящаяся на стыке Европы и Азии, — идеальное место для союза единомышленников из разных стран и областей.

Однако это же музыкальное своеобразие коллективов поставило перед жюри во главе с дирижером знаменитого Академического русского народного оркестра имени В. Андреева народным артистом России Дмитрием Хохловым сложную задачу по выбору победителей. «Главным критерием стала самобытность исполнителей. Многие из них поражали не только звучанием, но и внешним видом, непривычными костюмами, инструментами. Но за всем этим стоит большая работа по сохранению традиций, уважение к своей культуре. Разочаровали те коллективы, которые пошли по накатанному пути, — отметил Дмитрий Дмитриевич. — Видно, что искать ничего не искали, душу не вкладывали, а если еще и свистнуть или в тарелки ударить в конце — вообще все должны прийти в совершенный восторг».

Ансамбль «Узоры» тувинского национального оркестра не стал использовать в своем выступлении заезженные штампы и увез домой заслуженную награду. За 9 лет существования оркестр поколесил по стране, с неизменным успехом покоряя сердца и слух провинциалов и искушенной столичной публики. «Думаю, на вашем конкурсе сложно было прежде всего членам жюри, — считает Аяна Монгуш, художественный руководитель и главный дирижер оркестра. — Каждый народ по-своему исключителен. Чтобы как-то оценить его своеобразие, в жюри должны входить очень профессиональные музыканты. На нас большое впечатление произвели коллективы Узбекистана, Калмыкии, Казахстана — все это необычайно гармоничное сочетание ярких красок, очень профессионального исполнения, колорита».

Инструмент в руках самой Аяны производил впечатление настоящего произведения искусства. «Это национальный двухструнный смычковый инструмент — игил, — пояснила она, — его называют тувинской скрипкой, и связан он с легендой о лошади. Злые люди убили у молодого парня коня. Но он приснился юноше ночью и сказал: «Не печалься. Чтобы я был всегда с тобой, сделай из дерева инструмент, из моего хвоста — струны, натяни на него кожу с моего лица, а мою голову вырежи на конце струнного лада. Ты будешь играть на нем, и я буду всегда с тобой».

…А вечером на сцене Башкирской филармонии началось то, что одна из совсем не юных слушательниц, потрясенно выдохнув, назвала «просто сказкой». Древние напевы, пришедшие из мглы веков, плыли, звенели, рассыпались звонкими, как капли дождя, трелями по замершему залу, и каждый инструмент задумчиво рассказывал свою старинную легенду.
Читайте нас: