У Гузель теплый, мягкий тембр голоса — она «звучит» как кларнет, на котором играет с детства. Этот изящный духовой музыкальный инструмент и стал волшебной палочкой, соединившей на долгие годы сердца девушки и молодого человека по имени Дамир, от искусства, казалось бы, весьма далекого. Ей тогда было девятнадцать, недавно закончившему институт экономисту — двадцать два.
— Я училась в Уфимском училище искусств, а Дамир пришел к своему знакомому, который был одновременно и моим приятелем, — вспоминает Гузель. — Так и познакомились. Общие темы, общие разговоры... Однажды Дамир решился пригласить меня в кино. С тех пор мы стали встречаться.
...Прошло двадцать лет, и вот уже Диана, старшая из дочерей в многодетной семье Гадиевых, окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Правда, это не стало определяющим при выборе будущей профессии: 18-летняя девушка учится на первом курсе юридического факультета Башгосуниверситета. Теперь Гузель хочет осваивать флейту с младшей дочерью — четырехлетней Данией.
— Когда родились первые дети-погодки, мой день был расписан буквально по минутам, — рассказывает Гузель. — Я водила их везде — на танцы, музыку, большой теннис, читала книги. Конечно, и муж помогал: со старшим сыном ходил в бассейн, на футбол.
Сейчас 19-летний Тимур, четверокурсник уфимского колледжа вычислительной техники и учета, уже сам помогает маме: когда мы пришли к Гадиевым в гости, он как раз собирался гулять с младшим братом. Несмотря на то, что Арслану всего полтора года, Гузель работает — она не стала оформлять отпуск по уходу за ребенком. Казалось бы, смысла надрываться нет: профессия учителя музыки не приносит ощутимого дохода, а муж зарабатывает достаточно для того, чтобы Гузель даже не представляла, сколько они платят за трехкомнатную квартиру, взятую 6 лет назад в ипотеку, и сколько лет еще выплачивать кредит. Ее можно назвать счастливой женщиной: сегодня нечасто встретишь представительницу прекрасного пола, которая может не ломать голову над финансовыми проблемами, а спокойно заниматься домашним хозяйством, воспитанием детей.
Классический расклад: муж — охотник, добытчик, жена — хранительница очага. Для многих женщин, далеких от феминистских настроений, это предел мечтаний. Но Гузель такое положение не совсем устраивает.
— Музыка необходима мне для души. Кроме того, не хочется терять квалификацию. Поэтому я очень благодарна мужу, который поддержал меня в желании вернуться к преподаванию, обещал оставаться с младшими ребятами при необходимости. Правда, работаю я только по вторникам и пятницам — больше пока не могу физически, — говорит наша героиня.
Гузель учит детей игре на духовых инструментах в уфимской музыкальной школе № 9 имени Адигама Искужина. В классе девять человек. Их достижения окрыляют не меньше успехов собственных детей: Гузель с воодушевлением рассказывает о том, как ее воспитанница Маргарита Актуганова совсем недавно, в феврале, стала дипломантом первой степени по итогам конкурса «На крыльях таланта».
Учитель музыки и многодетная мать — довольно редкое сочетание. Не секрет, что по статистике высшее образование и проживание в мегаполисе не способствуют желанию иметь большую семью. Чаще всего женщины, у которых пять и более детей, живут в сельской местности, имеют совсем не унизительный по нынешним временам статус домохозяйки либо работают техничками, доярками, почтальонами. Так что наша мать-героиня (кстати, накануне международного женского праздника она получила медаль «Материнская слава») — женщина смелая и в привычные стандарты не вписывающаяся. Особенно если учесть, что примера многодетной семьи у Гузель перед глазами не было: у нее только один старший брат, у мужа — младшая сестра. И рассчитывать на помощь бабушек-дедушек не приходится: родители Гузель умерли, отец и мать Дамира живут далеко, в Белебее.
— Когда я выходила замуж, не думала, что у нас будет много детей. Но жизнь по-своему распорядилась. Теперь все они любимые, родные. Сначала думаешь — наверное, тяжело будет, а потом уже не понимаешь — как раньше без этого ребенка жизнь проходила? — улыбается Гузель. — Пусть женщины не боятся рожать. Деньги — не главное. Не надо опасаться, как прокормить и одеть детей, на что дать образование. Тем более что сейчас государство дает хорошие пособия. Главное в семье — это взаимопонимание, умение поддержать друг друга в трудную минуту и прощать.
Гузель отличается лояльностью и терпением не только в семейных отношениях: несмотря на другое вероисповедание, она ходит за святой водой в церковь, красит с детьми яйца на Пасху и считает, что православные праздники близки и мусульманам, поскольку Бог един.
Пока текла наша беседа, вернулись из филармонии Диана и средний сын Гадиевых, семилетний Карим, — ходили по просьбе мамы за билетами на концерт для всей семьи. По принципу «брат — всегда старший» мальчик-первоклассник не берет в расчет уже окончившую школу Диану и гордо заявляет, что взрослее его только Тимур. Чувствуется, что этот пока еще маленький мужичок будет крепкой опорой для матери. Продемонстрировав, сколько раз он умеет отжиматься, похваставшись своими мускулами и «пятерками» в прописях, Карим уселся на пол и стал что-то сосредоточенно строить из мелких разноцветных деталей конструктора. Оказалось — дом.
Дети всегда отражают то, что видят вокруг и мучительно (реже — радостно) переживают внутри себя: один играет в войну, другой — в монстра, третий препарирует жуков и лягушек, а кто-то рисует «солнечный круг» или строит дом... И главная задача взрослых — сделать так, чтобы у детей как можно чаще светлело на душе, чтобы им хотелось создавать что-то доброе, красивое. Гузель Гадиева с этой нелегкой задачей, как нам кажется, справляется. А значит — еще как минимум пятеро ребят, когда вырастут, смогут сказать, что у них было счастливое, благополучное детство.