Все новости
Культура
15 Марта 2012, 12:42

Вернуть живой звук

Главное в музыке — то чувство, которым артист делится с залом

Руслан Сайфутдинов.
Руслан Сайфутдинов.
Недавно довелось побывать на концерте, где сделала для себя приятное открытие. Судя по многочисленной публике, заполнившей большой зал филармонии и награждавшей почти каждый номер певца букетами цветов, имя молодого солиста Руслана Сайфутдинова уже пользуется известностью.

И не зря: у него красивый и сильный тенор, обаятельная манера исполнения и очень разнообразный репертуар — народные башкирские и татарские песни, романсы, произведения современных композиторов, итальянские мелодии. Кроме того, он, похоже, человек общительный, потому что в его сольном концерте участвовали и другие певцы и музыканты, сделав этот вечер оригинальным и запоминающимся.

Великолепно прозвучал знаменитый «Сандугач» в исполнении трио теноров: Вахита Хызырова, Ильгама Валеева и Руслана Сайфутдинова. Зажигательным получился дуэт Руслана с Вадимом Закиевым, лиричным — с Алиной Латыповой. Романс «Напрасные слова» Руслан пел в сопровождении танцевальной пары Ксении и Дмитрия Михеевых, другой его номер эффектно дополняла Юлия Чигвинцева. Концерт был отлично срежиссирован Ильшатом Фахретдиновым. Такое впечатление не прошло бесследно: захотелось узнать, как молодой артист, которому всего 27 лет, сумел стать не просто профессионалом, но и популярным исполнителем для людей разных возрастов — аудитория охватывала диапазон от десяти до восьмидесяти лет. Беседа с Русланом помогла многое прояснить.

— Ваши родители имеют отношение к музыке?

— Мама Альфия Исламутдиновна — строитель, крановщица, папа Мунир Ганирович — электрик. Дома никаких спевок не было. Правда, позже я узнал, что отец в молодости немного пел, даже хотел поступить в училище искусств, но опоздал к экзаменам. Может быть, поэтому он, когда я надумал учиться пению, был против, не считая это профессией. Я после 9-го класса поступил в Белебее в техникум сельского хозяйства, для моего окружения родной: там учились папа, дядя, братья. Но я оттуда ушел после первого курса, понял, что техника — это не мое.

— И что же подтолкнуло вас к поступлению в училище искусств?

— Не что, а кто. Мой старший брат Рустам — вы его видели: в концерте выступал вместе со мной. Когда он учился в техникуме, в Белебей приезжал Нур Даутов и, услышав, как Рустам пел в самодеятельности, посоветовал поступать в училище искусств. А он ответил: «Нет, я лучше туда младшего брата Руслана отправлю». Он сам хорошо поет. Когда учился в аграрном университете, выступал в коллективе «Йондоз». Мы могли бы пойти по стопам братьев Абдразаковых, только на эстраде. Но для меня техника — не мое, а для него — сцена. А отцу я тогда сказал: «Не пустишь — все равно убегу».

— Мне ваш педагог по училищу Вахит Галибаевич Хызыров говорил, что поначалу ваш голос воспринимали как баритон.

— Да, и дела у меня не пошли. Как раз Хызыров и перевел на тенор. Я ему благодарен: он научил меня не бояться сцены. Уже на втором курсе я принял участие в межрегиональном конкурсе певцов, проходившем в Нефтекамске, завоевал там Гран-при, получил в подарок автомобиль. Тогда еще мальчишка, я даже прав не имел. Вахит Галибаевич сел за руль, и мы с триумфом въехали в Уфу.

— Слышала, что вы удачно и потом выступали — III место на конкурсе имени Загира Исмагилова, I место в Казани на конкурсе Ильгама Шакирова. А не хотели бы попробовать себя на таких престижных состязаниях, как конкурсы Глинки, Чайковского?

— Я лентяй по натуре. Люблю на диване поваляться. Моя жена Ксения меня строго за это критикует. В общем, чтобы в таком конкурсе участвовать, надо включить в репертуар оперные арии, а это не по мне, я прирожденный эстрадник. Как подумаю, что надо будет репетировать то, к чему душа не лежит, так сразу начинаю мечтать не о конкурсах, а о программах будущих концертов.

— Не поделитесь, о каких?

— Мне хочется подготовить вечер современного романса. Я в последнее время очень увлекся поэзией. Даже сам себя не узнаю — столько поэтических сборников перечитал. Какие есть изумительные стихи у Пушкина, у Гумилева. Кого-то бы из местных композиторов увлечь! Вы слышали ведь, как прекрасно публика приняла песню Салавата Низаметдинова «Свет очей» (это перевод, конечно). Или с каким восторгом зал встретил песню «Дикие гуси» (это тоже перевод названия на русский язык) Нура Даутова, он сам мне аккомпанировал. Я надеюсь, что в таком концерте опять выступят со мной мои друзья по учебе в училище и в институте искусств Вадим Закиев, баянисты Гали Алтынбаев, Рамис Хакимов. Мне кажется, у нас получится.

— Скажите, что вы хотели бы привнести нового в эстрадное пение?

— Может быть, не столько новое, сколько возродить давно забытое старое. Я вот думаю, почему публику потянуло на шлягеры, почему вдруг Стас Михайлов или Елена Ваенга с их песнями довольно дешевого свойства вышли в первые строчки рейтингов. Мне кажется, людям надоело пение одних и тех же попсовых исполнителей под фонограмму. Помню, приезжала в Уфу Елена Камбурова, пела под звуки скрипки и электророяля, концерт шел час сорок пять минут, на одном дыхании. Я жалею, что слушатели отвыкли от живого звука, его необходимо вернуть. В песне, в музыке главное — то чувство, которое от артиста передается в зал. Вот я хочу и мечтаю, чтобы на моих концертах было только такое единение: от сердца к сердцу.
Читайте нас: