Когда девушку в Бурзяне выдают замуж, среди приданого у нее обязательно найдутся паласы из войлока, тканые или вязаные из овечьей шерсти накидки и дорожки и, конечно же, национальная одежда.
К одной из мастериц, владеющих старинными ремеслами, я напросилась в гости. Хасиба-апай Ибатуллина проживает в деревне Абдулмамбетово. Более четверти века трудилась дояркой в местном колхозе, затем — техничкой. Благодаря своим разносторонним талантам (поет, играет на мандолине и кубызе) в одно время работала художественным руководителем в местном клубе. Удивительная женщина в одиночку вырастила и подняла на ноги шестерых детей. Более того — двоим сыновьям помогла построить дома. Да и для дочерей она надежнейшая опора. Сейчас с матерью остался лишь один сын — семнадцатилетний Ильгиз.
У моей героини большое и справное хозяйство. Держит трех коров, да и мелкой скотины полон двор. Без дела ее не застанешь. Меня встретила, сидя за видавшей виды старинной прялкой — новомодные электрические машинки не признает. Хасиба-апай прославилась рукоделием на всю округу. И шьет, и вышивает, и вяжет…
— Через вышивку хочу сохранить наши башкирские орнаменты, что передавались из поколения в поколение, оставить их своим дочерям.
Но самое любимое занятие у хозяйки дома — это шитье. Давно уже, как только появились свободные деньги (пособие по декретному отпуску), пустила их на швейную машину. Техника до сих пор служит исправно. Хасиба-апай может сшить практически все. Но самое главное, у нее получаются изумительные национальные башкирские наряды.
— В старину каждая женщина на свадьбу дочери должна была сшить платье. И хранила невеста обнову как зеницу ока, не просто как мамин подарок, но и как оберег. После уже сами дочки по подобию этого платья шили наряды своим дочерям, тем самым и сохранили с незапамятных времен колорит и самобытность народных одеяний, — рассказывает мастерица и поясняет: — Каждая деталь в платье несет в себе определенный смысл. К примеру, вы не задумывались, почему в башкирских платьях доминируют строго определенные цвета? Оказывается, и здесь все неспроста. Желтый — цвет солнца, а значит — благополучия, голубой — неба, мира, свободы, зеленый — благих помыслов.
Хасиба-апай еще много чего к наряду может смастерить. Наример, кашмау (шлемовидные шапочки с затылочной лопастью).
— Их украшали кораллами и серебряными монетками. В бытность наших отцов и дедов кораллы привозили в основном из Оренбурга — с большого базара. Сейчас, конечно, больше используется бисер. Вот эту кашмау мне мама смастерила, когда я выходила замуж. Видите, даже старинные серебряные монеты сохранились, — рассказывает мастерица.
Доходящие до бровей подвески на шлеме должны были скрывать половину женского лица, а лопасть закрывала сзади роскошные косы, дабы не служили соблазном для нескромных взглядов.
— Одним из значимых элементов костюма женщин были нагрудники, — продолжает свое повествование моя героиня.
Форма нагрудника могла быть разной: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Они прикрывали разрез платья и в то же время являлись украшением, ибо также обшивались монетами, кораллами, а еще украшались камнями — в основном это были бюрюза и сердолик. Считалось, что нагрудники оберегали от проникновения злых духов, для этого и прикреплялись серебряные монеты.
— Самое сложное в работе — процесс украшения. Очень трудоемкое и скрупулезное дело, — говорит знатная рукодельница.
Тем не менее признается: от своего занятия получает огромное удовольствие. Да и как иначе. Если приниматься за работу со смурной душой, изделие получится курам на смех. Волей-неволей приходится брать себя в руки. А потом и настроение появляется. Хасиба Даутовна советует: если мучают проблемы, депрессия развивается — берите в руки спицы! Свяжите для начала, например, покрывало для дивана. Берите шерсть яркую, чтобы радовался глаз. У самой Хасибы-апай такое изделие получилось просто роскошным. Я тоже возьмусь за дело — такой пример заразителен!