Недавно канал «ТВ3», который позиционирует себя как мистический, показал документальный фильм об НЛО и метеоритах, в числе персонажей которого стерлитамакцы с удивлением увидели своего земляка фотографа Машковского. Впрочем, для тех, кто близко знаком с заслуженным работником культуры РБ, членом Союза фотохудожников РБ Олегом Машковским, в этом не было сюрприза — есть в этом человеке действительно что-то загадочное, если не мистическое. Например, его способность оказаться с фотокамерой в нужное время в нужном месте или увидеть в самых обыденных вещах красоту, юмор или двойной подтекст.
В творческой самобытности Олега Александровича смогли убедиться многочисленные гости его персональной выставки, которую без натяжки можно назвать заметным событием культурной жизни Стерлитамака. Эта экспозиция, следующая после нашумевшей выставки 2008 года, носит название «Фотовзгляд-2012» . Впрочем, в числе 200 фоторабот нет ни одной «с бородой», это все свежие снимки, доказывающие, что у фотомастера по-прежнему острый взгляд и твердая рука.
Фотографией Олег Машковский увлекается с детства, со временем хобби переросло в профессию, он около 40 лет проработал фотографом на одном и том же предприятии — заводе синтетического каучука, некогда крупнейшем в Стерлитамаке.
Талантливый юноша с 1968 года стал постоянным участником выставок, всего их в творческой биографии художника наберется более полусотни. Первая называлась «Моя Башкирия» и экспонировалась в Стерлитамакском драматическом театре. За несколько десятилетий работы «пролетарского фотографа» увидели зрители во Франции, Испании, Таиланде, Маниле, снимки печатались в журнале «Советское фото», альманахах и специализированных изданиях. Тема у Машковского всегда одна — Башкирия, ее чудесная природа со столь же неповторимыми, колоритными и красивыми людьми.
Работы Олега Машковского очень узнаваемы, у него свой характерный «почерк», хотя работает он во всех жанрах: есть портреты, натюрморты, жанровые сцены. Вот репортажный снимок, на котором мужики, надрываясь, откатывают от горящей машины уцелевшую. В кадр этот эпизод попал, конечно, случайно, но коллеги Машковского отмечают, что в репортажности композиций — особый почерк мастера. Поймать эмоции, показать событие через реакцию людей — в этом секрет необычных, редких снимков.
Приникшие к фотополотнам зрители не могли не заметить, сколь часто на них встречается знакомый абрис горы Торатау. Величественная вершина выглядит впечатляюще и при вечернем неярком свете, и под лучами полуденного солнца.
— Своими снимками я хотел показать неповторимость этого создания природы и донести до каждого идею: как можно даже помыслить об уничтожении такой красоты? — восклицает Машковский.
Несколько лет Олег Александрович руководил городской кинофотостудией «Горизонт», которая была признана лучшим фотоклубом России, а фильмы студии — «Жатва», «Огонь, вода и медные трубы», «Гонка», «Сабантуй», «За камнем-самоцветом» — становились лауреатами всесоюзных и международных конкурсов.
Что же касается заслуг Машковского перед уфологией, то дело здесь вот в чем. Когда майской ночью 1990 года на хлебное поле совхоза «Стерлитамакский» упал метеорит, ученые долго не могли отыскать сколь-нибудь серьезных фрагментов «посылки с неба». Помощь неожиданным образом пришла от нашего героя. Как он сам рассказывал позже, увлекшись всей этой историей, на досуге начал тщательно изучать фотографию, запечатлевшую воронку от метеорита и отвалы земли на поле. «Когда почувствовал покалывание в пальцах, сначала не поверил себе. Проверил все на другой день с закрытыми глазами. Тактильные ощущения были прежними».
«Активные» точки на фотографии Олег пометил крестиками. И когда по его предложению решили еще раз копать в отмеченных местах, в груде отработанных отвалов нашли огромный кусок метеорита. Тот самый, весом 315 кг, что ныне хранится в музее УНЦ РАН в Уфе. Увидеть его может каждый желающий. Как и работы Олега Машковского, которые демонстрируются в Стерлитамакской картинной галерее. Хочется надеяться, что любителям фотодела доведется увидеть новые работы мастера своего дела на следующей выставке.