Все новости
Культура
12 Января 2012, 13:33

Кино должно быть таким же доступным, как гитара и фотоаппарат

Башкирский кинематограф уверенно двигается в этом направлении

Айсыуак Юмагулов. Фото Сергея КРАМСКОВА.
Айсыуак Юмагулов. Фото Сергея КРАМСКОВА.
Большой кинематографический десант высадился не так давно в стерлитамакском кинотеатре «Искра». На встречу со студенческой молодежью приехали создатели фильма «Тринадцатый раунд». В киногруппу вошли режиссер картины Булат Юсупов, исполнитель одной из главных ролей Айсыуак Юмагулов, директор картины и заместитель директора киностудии «Башкортостан» Фаниль Галимов и секретарь Союза кинематографистов РБ Фарит Габитов.

Переполненный зал кинотеатра встретил гостей непривычной тишиной. Многочисленные зрители находились под впечатлением от увиденного на экране. И лишь после того, как раздался шквал аплодисментов, посыпались вопросы. Вот какой в итоге получился разговор...
Правда во всём
— Кому адресован ваш фильм?

— В кино снимать детей всегда очень тяжело. Как вы нашли исполнителя главной роли?

Фаниль Галимов: — Пятиклассник уфимской школы № 39 Мурад Тувалбаев прошел нелегкий кастинг. Нам понравились его глаза, искренний открытый взгляд. Дополнительным плюсом стало и то, что Мурад посещал секцию бокса. А по сценарию герой занимается именно этим видом спорта. Мы старались показать эту сторону жизни подростка предельно достоверно. В фильме есть эпизод, когда на ринге, падая от удара, мальчик ударяется головой и теряет сознание. Сцена эта давалась нелегко. Потребовалось сделать тридцать(!) дублей, пока не получилось все, как надо.

— Почему картину решили назвать именно «Тринадцатый раунд»?

— Фильм создавался под рабочим названием «Бой по всем правилам». Потом мы переименовали его в «Исцеление». А в прокат выпустили, подытожив всю суть картины. Известно ведь, что в боксе бой состоит из двенадцати раундов. На тринадцатый — главный — человека вызывает уже сама жизнь. Периодически у каждого из нас случаются ситуации, когда мы спотыкаемся и падаем. Но нужно, стиснув зубы, пересилить боль, встать и пойти дальше. Иначе грош тебе цена как человеку. Герой фильма, несмотря на юный возраст, выдержал свой тринадцатый раунд достойно.

Из режиссёров —в артисты
— Айсыуак, мы знаем вас еще и как режиссера. Почему поменяли амплуа?
Айсыуак Юмагулов: — По образованию я, действительно, режиссер, окончил ВГИК. Но дважды снимался в игровых фильмах у Булата Юсупова. В 1995 году мы с актрисой Рушаной Бабич дебютировали в его первой картине «Стеклянный пассажир». И вот снова поступило предложение. Честно признаюсь, я отказывался. У человека, занимающегося режиссурой, уже по-другому устроены мозги. Он привык все контролировать, это мешает раствориться в роли. К тому же актер должен быть постоянно в тонусе. Но Булат настоял на своем. В результате в роли бизнесмена я чувствовал себя неуютно. Но режиссер остался доволен, и это главное.

— Давайте вспомним ваш фильм «Ловец ветра». Его тепло принимали зрители и критики, он получил несколько призов на различных кинофестивалях. А имел ли коммерческий успех?
— Есть такое понятие, как национальное кино. Для центральных телеканалов это не формат. Хотя в «Ловце ветра» сыграл популярнейший российский киноактер Марат Башаров. А главную мужскую роль исполнил непрофессиональный актер — Маулетбай Гайнетдинов. Но он был так органичен в образе простого деревенского старика-чудика, что снискал самые лестные отзывы на кинофестивалях не только в России, но и в Турции. Критики отмечали: Гайнетдинов настолько идеально вписался в образ, что его не переиграл бы даже сам Армен Джигарханян, предложи мы ему эту роль.

На кинофестивале в Ханты-Мансийске «Ловец ветра» конкурировал с «Выкрутасами» Тимура Бекмамбетова и с творческим перевесом уступил этой картине только в финале. Бюджеты же фильмов несопоставимы. Кстати, Бекмамбетов — единственный отечественный режиссер, чьи проекты окупаются. Коммерческого успеха не имеют даже фильмы Михалкова, не говоря уже о произведениях башкирских кинематографистов.

— Как вам удалось заполучить в свою картину Марата Башарова?

— Сценарий сначала прочитала его мама. Он ей понравился, и у нас появился верный союзник в переговорах.

Марат оказался человеком простым и неприхотливым в быту. Тогда, по крайней мере, он был абсолютно лишен звездных заморочек относительно еды, размещения. При этом настоящий профессионал, который на съемочной площадке полностью выполняет задачи, поставленные режиссером.

О перспективах

— Фильм «Бибинур», снятый на киностудии «Татаркино», демонстрировался в Америке и во Франции. Смогут ли за границей увидеть и наше, башкирское кино?
Фаниль Галимов: — По качеству и содержанию «Ловец ветра» ничуть не уступает «Бибинур» и даже в чем-то превосходит данный фильм. Это открыто признают наши коллеги из Татарстана. Но они собрали очень мощную группу продюсеров и менеджеров, которые активно продвигают свои фильмы, в том числе и за рубежом. В нашей республике, к сожалению, таких продюсеров пока нет.

— Расскажите, пожалуйста, о творческих планах.

— Есть идея создать фильм под названием «Северные амуры» — об участии башкир в войне 1812 года. Мы заручились предварительной поддержкой правительства РБ и надеемся на помощь в финансировании. Сценарием картины занимается Риф Алиев, знакомый зрителям по фильмам «Монгол», «Застава Жилина», «Кавказский пленник».

Ведется работа над документальными фильмами об Иреке Зарипове и уникальном Мурадымовском ущелье. Кроме того, снимается несколько мультипликационных фильмов на башкирском языке.

Булат Юсупов: — Я не люблю говорить о том, что будет. Лучше расскажу, что уже сделано. В Уфе несколько лет действует киношкола Булата Юсупова. За последние два года мы создали 75(!) короткометражных фильмов. Их авторы — непрофессиональные режиссеры, но любят кино ничуть не меньше, чем те, кто окончил ВГИК или ГИТИС.

У этих людей нет возможности учиться в Москве, но они талантливы и креативны, а самое главное — им есть что сказать и показать людям. Так вот, мы помогаем таким ребятам, обучаем их в своей киношколе. Этим доказываем, что сегодня можно снимать совсем недорогое кино в любом городе. Современные технологии вполне это позволяют. Кино должно быть таким же доступным, как гитара или фотоаппарат.

Беседовала
Лиана ЦЫГАНОВА.
Читайте нас: