Все новости
Культура
12 Января 2012, 03:35

Исполнилось десять лет музею современного искусства имени Наиля Латфуллина

Музей современного искусства Республики Башкортостан им. Наиля Латфуллина отпраздновал свой десятилетний юбилей. Что такое десять лет для таинственного, необъятного и прекрасного в своей многогранности мира искусства? Одна десятая часть столетия - не такой уж большой срок по историческим меркам. Время, как всадник, может проехать, не спеша, по закоулкам человеческого существования, а может пронестись вихрем перемен, оставив после себя новую действительность. И тогда человек вынужден выстраивать по кирпичикам новую реальность, воплощая в жизнь свои самые сокровенные мечты.

Наиль Латфуллин
Наиль Латфуллин
Над основателями Музея современного искусства им. Наиля Латфуллина такой вихрь пронесся в суровые девяностые. Члены творческого объединения "Чингисхан" тогда не представляли, через какие трудности им предстоит пройти, прежде чем музей распахнет свои двери перед аудиторией. Руководитель группы Василь Ханнанов обошел немало инстанций в поисках подходящего помещения. Не найдя поддержки у чиновников, художники решили объединить в общее пространство две мастерские. Каждый вечер своими руками молодые люди разбирали стену, отделявшую помещения друг от друга, расчищали проход, выгребали мусор. Так рождался творческий приют для многих молодых художников, музыкантов, артистов. Сегодня это, пожалуй, единственный в городе музей, где не существует рамок, где нет дистанции между посетителем и экспонатом. Здесь не требуется надевать бахилы при входе, здесь можно свободно присесть на скамейку, не опасаясь при этом увидеть спешащего к тебе смотрителя, здесь можно пообщаться с авторами полотен и, самое главное, здесь можно найти живое, душевное общение, которого так не хватает в реальной жизни. В Музей современного искусства люди тянутся не потому, что это модно, а потому что здесь можно отдохнуть душой. Здесь всегда рады гостям, поэтому сюда хочется приходить снова и снова.
Ренард Кантемиров, публицист:

- Отличительной чертой Музея современного искусства является демократичный подход к людям разных возрастов и "сословий". Дети, взрослые здесь на равных. В этих стенах люди преодолевают робость общения. Это одухотворенное пространство. Сюда не надо никого приглашать, люди приходят сами, энергетика у пространства чудесная. Василь Ханнанов, он как живой магнит, который сумел весь хаос творческой энергии направить на поддержание памяти о Наиле Латфуллине, создав при этом взлетную полосу для юных дарований.

Искандер Ханнанов:

- Была проделана огромная работа, были потрачены колоссальные усилия, прежде чем отец создал музей таким, каким вы видите его сегодня. Мне кажется, что это место оберегает от всей этой шелухи, которую можно встретить на улицах города. Когда заходишь сюда, тебя посещает какое-то умиротворение и на душе становится необыкновенно хорошо.

Расих Ахметвалиев:

- Музей носит имя Наиля Латфуллина не случайно, именно он объединил молодых художников в творческую группу. Из небольшой мастерской образовалось очень яркое место, у которого есть свои поклонники, все посетители себя чувствуют в этих стенах очень комфортно. Здесь прошло большое количество выставок не только уфимских художников, но и мастеров из других регионов России, из-за рубежа. Здесь проходят удивительные музыкальные вечера, где выступают лауреаты различных конкурсов. Сама атмосфера мне напоминает те времена, когда мы собирались все вместе в мастерских и строили планы о том, как мы будем устраивать выставки, покорять мир, встречали ленинградских гостей из андерграунда. Эти стены имеют такую историю… Это место очень желанное. В Уфе по-прежнему существует интеллектуальный голод. И хотя сейчас открывается много различных школ, клубов, объединений, но, видимо, они не в состоянии полностью удовлетворить потребность в общении. Сюда люди могут прийти и уйти, когда захотят. Здесь рады всем, у кого есть творческое начало.

Василь Ханнанов:

- Музей - это значительная часть моей жизни. Я понял, что нужно относиться бережно к тому, что мы делаем, не сразу. Я только два года назад осознал, что картины Наиля висят на стенах, а он до сих пор остается для меня загадкой. От его полотен исходит все больше и больше энергетического накала. Когда Наиль ушел, все поняли, что ушел гениальный художник, ему было всего 42, но он понял что-то такое, что делало его картины уникальными. Особенно ярко выделяются его работы на фоне уходящего гламурного десятилетия. То, что сделал Наиль, уже гениально, моей задачей стало лишь сохранение работ автора, потому что истинное признание произведений искусства приходит через несколько лет.

В этот музей нужно приходить смотреть-смотреть-смотреть. Бывает, посетители говорят: "Мне не нравится", тогда я отвечаю: " А художник и не хотел тебе понравиться, он не знал о твоем существовании, у него не было желания кому-то угодить". Гениальные произведения, созданные человечеством, тем и ценны, что каждое поколение видит в них что-то свое. Художник, когда писал картину, решал свою проблему. Это его разговор с Богом, с Всевышним. Анализируя картины, я долго думал, где в них находится душа. В музыке - в паузах, ноты одни и те же, а безвоздушное пространство, образованное тогда, когда музыкант нажимает клавиши, - это и есть Бог. В поэзии Всевышний находится между словами. И недавно понял, что в живописи он спрятан между поверхностью холста и тем, что художник хотел передать. Энгельс сказал интересную вещь - чем глубже художник спрятал свои мысли и чувства, тем холст ценнее для потомков.

Во всем необходимо прикосновение к искусству, даже, когда молодые художники, готовясь к очередной выставке, выгребают из камер хранения экспонаты, стряхивают пыль, развешивают их по стенам, они прикасаются к этому миру гармонии. Этому нас учит музей, это мы стараемся донести до людей, которые приходят сюда.

Эллина ГАЛИНА.
Читайте нас: