…Уже минуло несколько недель с той поездки, но теплое облачко воспоминаний не уходит из сердца, ласкает душу, а память услужливо преподносит картинки, забавные истории из школьного далёка, которых было великое множество.
Если нынешняя молодежь считает, что в то время школьники страны Советов только и делали, что маршировали под барабанную дробь и хрипловатые звуки горна, да наглаживали утюгом красные галстуки и ходили на бесконечные собрания, то глубоко заблуждается. Да, были у нас пионерская и комсомольская организации, мы с гордостью носили на груди октябрятские значки с образом кудрявого мальчика – Володи Ульянова, но это, поверьте, было не самое главное.
Наши преподаватели, среди которых было немало фронтовиков, учили нас Жизни, а не требовали тупо зубрить правила, стихи и теоремы. В небольшую школьную библиотеку к Зое Михайловне было не пробиться. Первоклашки, по себе помню, зараз брали по три–четыре книжки сказок народов СССР, а кто постарше – повести, рассказы, романы отечественных и зарубежных классиков. Самыми зачитанными, до самых дыр, были произведения Аркадия Гайдара, Мамина–Сибиряка, Вячеслава Шишкова, Вальтера Скотта, Фенимора Купера… Всего не перечислить. Кстати, кому не хватало «мощностей» школьной, записывались в библиотеки Дома пионеров, в районную. Читали много. И это поощрялось.
Отличники учебы, те, кто не занимался зубрежкой, а пытался понять, вникнуть в суть изучаемых предметов, в школе уважали. Нашего Фаниля Махмутова, за его познания в математике, физике, химии, называли (без всякой зависти и иронии) – ученым. И мы нисколько не удивились, узнав, что после окончания школы он поступил в МГУ.
Культ знаний, не поверите, был таков, что в свободные минутки, даже на переменке, мы состязались у карты мира в знании географии, которую нам преподавал добрейший Рауф Рахимович. Это были своеобразные дуэли: кто – кого побьет в скорости, называя столицы государств, быстро укажет, где эта страна расположена, на каком континенте.
Помню одну хитрость, которую применял в таких поединках. Задаю вопрос: «Столица Нидерландов?» ответ моментальный – Амстердам. И тут же еще вдогонку каверзный вопрос: «А столица Голландии?» Всё, победа одержана, подвох не замечен.
А таблицу Менделеева мы учили под популярную тогда песенку «Хали – Гали», примерно так:
«Натрий, хлор, калий, гелий,
Ты запомнишь слово в слово,
Теорему Пифагора я до сих пор знаю назубок и тоже благодаря песенке «Ну, что тебе сказать про Сахалин?» Помните, там есть такие слова: «Где я бросаю камушки с крутого бережка, далекого пролива Лаперуза.» Мы же пели чуть по-другому:
«Ученые всё знали с давних пор,
Выдумывали формулы и схемы,
И, наконец, мудрейший Пифагор,
Всех одарил простейшей теоремой,
И знают, Пифагоровы штаны,
Все школьники Советского Союза,
Сложи квадраты катетов любой величины,
Получится квадрат гипотенузы…»
Уроки труда нам преподавал незабвенный Варлам Иванович. В столярке мы с упоением колотили из дощечек деревянные ящики под сливочное масло. Тару поставляли на молокозавод. С той поры я неравнодушен к дереву.
Летом и осенью, это закон, старшеклассники ездили на прополку сахарной свеклы. Жили в палатках. Весело! Деньги зарабатывали неплохие. Один раз даже съездили всем классом в Ленинград на зимние каникулы. На свои, кровные.
Но самое главное, что я ощущал сердцем и душой – это доброту всего преподавательского коллектива школы, начиная с директора и кончая уборщицей тетей Полей.
Шалили? Да! Списывали уроки у одноклассников? А как же без этого. Я в математике был не силен. Если что, ответ искал в тетрадках Вовки Логойда, а у него проверял на грамотность диктанты, изложения, сочинения. Это было взаимовыгодное… обогащение знаниями.
По воскресным дням, когда в школе никого не было, кроме тети Поли, мы потихоньку забирались, через форточку, в наш маленький спортзал, чтобы поиграть в волейбол. Уборщица, она же охранница, конечно, слышала нашу возню, но шума не поднимала. А через некоторое время сама открывала спортзал, чтобы мы могли по–человечески, через дверь, выйти из школы.
Хорошо запомнил уроки учителя физики Николая Фомича Чувилина, боевого летчика, доброго, голубоглазого. Но если кто–то совершал при нем неблаговидный поступок, фронтовик не сдерживал себя. Брал провинившегося за грудки, тряс, приговаривая одно и тоже: «Подлая твоя душонка!!! Да я за ваше счастливое детство кровь проливал, а ты…» И никто на этот его «непедагогический» поступок не обижался.
Признаюсь, однажды я тоже попал под раздачу. Это всё мои друзья закадычные – Вовки. В тот год нам продлили учебу. Занятия шли в июне. На улице – солнце, жара, а мы сидим за партами на первом этаже. Ну, пацаны и начали донимать: «Не слабо тебе вылезти из окна во время урока?» А была физика. Николай Фомич что-то рисовал на доске, я же, решив показать свою удаль, выскользнул змейкой через окно на волю. Погулял по улице, скучно. И, ума – то нет, решил вернуться в класс. Как нормальные люди, через дверь. Отворяю её, на меня с удивлением смотрит Николай Фомич, а класс от смеха умирает. Тот, конечно, всё понял, ну и тряханул меня за грудки, чтобы неповадно было. Сколько времени прошло, а я помню этот случай, и невольно краснею от стыда…
А теперь о самоуправлении, которое было в нашей школе, правда, тогда еще такого понятия вовсе не существовало. Моя любимая учительница Нина Семеновна Мингалева – строгая, но справедливая, преподавала литературу. Будучи одновременно завучем, она иной раз отлучалась с уроков по делам, а мне поручала… вести занятия. Обычно я проверял у одноклассников, как они выучили стихотворения. Двойки не ставил, но тройки, бывало, раздавал. На что мой друг - спортсмен Славка Шарифуллин очень обижался. Но поблажек так и не дождался.
Большой популярностью у нас пользовался клуб «Алый парус», который занимался организацией вечеров отдыха, концертов, состязаний команд КВН и так далее. Командовали им мы сами. Там и возник наш квартет «4В»: Вовка Логойда, Вовка Левченко, Вовка Петров, и ваш покорный слуга.
Сейчас много говорят о тотальном контроле, цензуре за КВНщиками, частушечниками, но мы его не ощущали. Помню, как однажды во время конкурса капитанов, я задал своему противнику Сане Мезенкову вопрос: «Что такое длинное, хвостатое, нескончаемое образование?»
Ответить толком он не смог, как ни старался. А ответ был прост – очередь. Народ хохотал и аплодировал.
Ну, да ладно, что – то я увлекся прошлым. Поговорим лучше о дне сегодняшнем. Вопросы образования в новой России стоят очень остро. И споров о том, как учить, чему учить подрастающее поколение, все больше и больше.
Всё – таки жаль, что наше государство отказалось от советской системы образования. Говорят, внедрение ЕГЭ было продиктовано благой целью: уравнять возможности учащихся при поступлении в вузы. Пусть, мол, талантливый паренек из малообеспеченных имеет равные шансы с детьми из богатых семей.
Но учат ли сегодня в наших школах быть готовыми к непростым реалиям современной жизни? Думать, дерзать, созерцать, давать самостоятельно ответы на вопросы: что такое хорошо, и что такое плохо? Честно сказать, не знаю.
Собрались как-то у меня гости. Разных возрастов, достатка, образования. Пока не сели за стол, решил им подкинуть вопросик: как вы оцениваете сегодняшнее и советское образование? Что тут поднялось! Все стали наперебой, в крик, рассказывать, что раньше была и профориентация нормальная, и трудовое воспитание, а экзамены сдавали согласно пройденному материалу, и поборов, какие нынче происходят в школах, не было.
- У меня двое школьников, приходится платить в год в среднем по 6 тысяч рублей за каждого. Это не считая питания, – говорит один.
- А у нас платные курсы по подготовке к ЕГЭ. Значит, чему учат в школе, при сдаче этого самого экзамена, не нужно? Плюс, если ребенок не справляется с программой, приходится нанимать репетитора. Где его найти, интересуюсь. Предлагают тех же самых учителей. По 400 – 450 рублей за час. И это бесплатное образование? – перебивает другой.
- Я уже на пенсии, работала раньше в школе. Меня поражает, как снизились уровень и качество преподавания. Вряд ли кто сейчас помнит, что говорил Кант: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку». Занимаются ли в школе воспитанием подрастающего поколения? Сомневаюсь… На это педагогам не хватает времени.
Великий Василий Сухомлинский в свое время говорил: «Школа – это прежде всего книга. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека…» А сегодня эту самую судьбу решают за преподавателей Интернет, Одноклассники, ВКонтакте. Больно и горько мне за сегодняшнюю школу…
Вы знаете, почему я вам рассказываю обо всем этом? Да чтобы сказать главное, явное: будущее нашего Отечества полностью зависит от разрешения проблемы воспитания. Иного не дано.
Минувшим летом я часто беседовал с внуками. Просто о жизни, об окружающем мире. И чувствовал, это им интересно. А началось всё с элементарного (на первый взгляд). Прошу Сёму показать, где север, где юг. Он затылок чешет. Объясняю. Дальше – больше. Оказалось, ребята не ведают, как, из чего получают сливочное масло, кумыс и так далее. Еду с внучками мимо поля цветущей гречихи. Они восхищаются красотой. Спрашиваю: что за растения? Естественно, не знают, а кашу гречневую любят.
Попробуйте, задайте вопрос своим детям – из чего получают крупу для манной каши? И постарайтесь сами объяснить. Если вы соблаговолите отвечать, то они будут и будут спрашивать. Ведь не зря была сочинена песня: «Спрашивайте, мальчики, спрашивайте, а вы люди ничего не приукрашивайте, а вы люди, объясните им почему…» Это же не так сложно.
Что бы ни говорили, но воспитание, убежден, начинается в лоне семьи, и заменить семью в этом деле ничто не может. Но! Родителям некогда, они заняты работой. Значит, надо браться за дело воспитания бабушкам и дедушкам. Понимаю, не всех можно заставить это делать, у многих терпения не хватает. Но ведь это жизненно необходимо. А какой ценнейший капитал для государства – старые, умудренные опытом учителя, вышедшие на пенсию. Востребованы ли они сегодня? В большинстве случаев, нет. Очень жаль…
Давным–давно, еще в юности, я записал в тетрадку слова великого русского педагога Сухомлинского, которые поразили меня своей простотой, некоей наивностью и красотой: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни…»
Надо дать каждому ребенку пройти путь через красивое – к человечному. И тогда мир станет добрее и щедрей…
А между тем совсем скоро в стране будут отмечать очередной День учителя. Я обязательно позвоню своей дорогой Нине Семеновне, и она с первых слов признает меня, расспросит о семье, детях, внуках, обязательно поинтересуется, что сейчас читаю…
Дай Бог вам доброго здоровья на многие годы, дорогой мой Учитель.