Все новости
Колумнисты
29 Мая 2012, 04:52

Голое насилие или социальный механизм?

С любопытством прочитал статью Гульшат Зулькарнаевой, в которой она предлагает заставлять выпускников вузов отрабатывать на селе по окончании учебы. Все это, конечно, хорошо, опыт у нас в деле насилия большой и еще не забыт, но поставьте себя на место этого самого выпускника.

Перед новоиспеченным специалистом встает нелегкий выбор — поехать на село либо остаться в городе. При этом поехать на село означает полностью изменить привычный образ жизни, лишиться друзей, оставить любимую девушку и, вообще-то, получать меньшую зарплату по сравнению с городом. Кроме того, любого выпускника страшит неизвестность — как это он куда-то поедет и будет выполнять работу, которую пока выполнять не умеет? Сошлюсь не только на свой пример, но и на опыт очень многих людей, с которыми я встречался и беседовал — не секрет, что первые несколько лет уходят фактически на то, чтобы войти в рабочее русло.

Так что мы хотим — специалиста получить или отвращение к селу воспитать?
Как же сделать так, чтобы смягчить эту ситуацию? Поскольку я выпускник не только Московского литературного института, но и аграрного университета, рискну предложить алгоритм для того, чтобы закрепить специалистов на селе.

Итак, предлагается всем выпускникам БГАУ и сельхозтехникумов проходить трехгодичную отработку в образцовом предприятии недалеко от Уфы. Они должны быть официально приняты на работу, устроены в общежитие. Думаете, не поедут? Еще как поедут, ведь в городе-то безработица.

Как должны проходить эти три года? Согласно определенному графику, все выпускники должны успеть поработать на всех рабочих местах — от скотника до разнорабочего, на бригадирских и инженерных должностях.

В течение трех лет они поймут, что за работа их ждет, попробуют все виды деятельности, приобретут трудовые навыки. При этом и начальство поймет, с кем оно имеет дело, кого куда можно назначить. При этом «новобранцы» всегда смогут поехать в город, то есть вести привычный образ жизни.

Кроме того, сами выпускники смогут составить мнение о деловых качествах друг друга, образовать свою компанию. Необходимо учитывать эти отношения при распределении. Если в сельхозпредприятие приедут сразу новый механик, зоотехник, инженер, ветврач, агроном, они смогут поддерживать друг друга. Вообще, есть смысл сразу обновлять все руководство отстающего предприятия. Молодежь достойно оценит такое доверие.

Выпускники должны знать, что их уже ждет жилье, за которое они должны будут расплатиться. При этом женатым должны быть предоставлены льготы по погашению стоимости жилья. Тем, у кого уже есть дети, — еще больше льгот.

Кроме того, необходимо сразу же предоставить в кредит автомобиль, за который специалист также будет расплачиваться.

Ну хорошо, это специалисты сельского хозяйства, с ними все ясно. А как быть с врачами, педагогами? Тут я согласен, что трехлетняя отработка нужна. Но не после вуза, а позже, когда человек поумнеет, когда ему стукнет 28 лет и он захочет стать, к примеру, заведующим отделением в больнице или завучем в школе. Вот тут-то и предложить ему — хочешь сделать карьеру — езжай на три года в деревню, докажи, что ты человек ответственный, а не просто карьерист. Уверен, это поможет отсеять людей никчемных, тех, кто боится настоящей работы.

Сегодня, когда необходимо пробуждать в людях ответственную позицию, уверен, такого рода социальная схема жизнеспособна и докажет свою эффективность уже в ближайшие годы.