Все новости
Колумнисты
8 Февраля 2012, 03:01

Кто мы там и какие – здесь?

Просьба хорошего знакомого была, в общем-то, привычной: помоги дальнему родственнику устроиться на работу.

Связей, мол, у тебя хватает, а потому проблем особых протекция не составит. Удивило другое: речь шла о человеке, уехавшем когда-то за рубеж, на свою историческую родину, за лучшей долей. Получается, что бывшие наши люди начинают возвращаться? Горек хлеб на чужбине или что-то меняется дома?

Еще один факт из недавнего. Что называется — лыко в строку. Отец опального у нас беглого чекиста-предателя Литвиненко покаялся перед страной, которую когда-то предал его сын. И слезно попросился на родину. Мол, никому мы, россияне, в благополучных европах не нужны, хочу дожить остаток дней под родными березками. Люди в интернете откликнулись противоречивыми мнениями. Одни высказались с жалостью, другие — со злорадством: когда, мол, заморские благодетели давали хлеб с маслом, совесть молчала. А не нужен им стал в идеологическом аспекте, тут же вспомнил о малой родине. Даже сына покойного проклял…

Понимаю эмоции и тех, и других. О своем отношении смолчу. Хочу поразмышлять о другом. Кто мы там и какие — здесь?

Довелось самому немало поколесить по заморским странам. Хорошо там, спору нет. И дороги ухоженные, и сервис отлажен. И права отдельного человека в иных государствах прописаны в тамошних конституциях. Но, ей Богу, не было чувства покоя, что наступает у странника в конце пути. Вот, мол, оно — место, где хотелось бы присесть, да и не вставать более… Комфортная тень под диковинным кипарисом с видом на спокойную морскую гладь или же продуманный европейский лоск аккуратных домиков под очередным Зальцбургом — места, бесспорно, волшебные! Но, несмотря на заморскую красоту, в душе чувствовал свою инородность окружающему ландшафту. Примиряло с действительностью лишь осознание краткости пребывания на иноземщине. Знал, что через некоторое время самолет унесет меня домой. В серую до привычности унылость знакомых дорог, домов, в калейдоскоп лиц, на которых не читается приветливость к первому встречному… Но, вместе с тем, где не надо натягивать на лицо фальшивую улыбку, дежурное дружелюбие и расположенность. Где можно быть самим собой!
Понимаю, что все это — квасной патриотизм. Те, кто сегодня обустроился там, имеют на чужбине домик или пентхаус с видом на европейское благополучие, водят детей по безопасным улицам в престижные колледжи, лишь усмехнутся, выскажи им такое. У них, коих явное меньшинство, своя философия, построенная, полагаю, на неправедно добытых деньгах. И Бог с ними, пусть пребывают в своем мирке! У нас же, не имеющих злата в заморских банках, нет и аргументов, оправдывающих брезгливость к земле, давшей однажды жизнь. Мы лучше лишний раз вспомним того же Горация, спросившего однажды у своих современников: «Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем? Кто, покинув отчизну, сможет убежать от себя?».

…В минувшие выходные российские города и веси сотрясали митинги-антиподы. Где-то погуще, в иных местах — ручейки. Не думаю, что подавляющее большинство моих соотечественников, вышедших под различными лозунгами в февральскую стужу, поддалось на красноречие нынешних трибунов. Отнюдь нет. В людях попросту проснулось чувство уважения к собственному мнению, которое никто из властей предержащих доселе и слышать не хотел. Теперь же — время иное. Тот, кто не возьмет на заметку настроение улицы, продержится, полагаю, на троне недолго. Разве что на штыках какое-то время…

В одном согласен с людьми, пришедшими на самый большой митинг на Поклонной горе. Нам не нужны революции: ни оранжевые, ни снежные — никакие! Не нуждаемся и в вождях, у которых в глазах не блеск правоты, а амбиции пильщиков бюджета большой страны. Им бы понять, что народ уже не тот. Те, променявшие когда-то родные березки на ухоженный европейский газон, это уже осознали. И потому бредут покаянно к отчему порогу. А нам-то к чему повторять их ошибки? Или я не прав?
Читайте нас: