Все новости
Колумнисты
26 Января 2012, 11:34

Философия в стиле «юаш»

Общеизвестно: обижаться — удел слабых.

Отвечают же ударом на удар лишь уверенные в своих силах. Эти прописные истины, как мне кажется, не всегда уместны при определении философии поведения. Есть нюансы, которые могут подсказать уместный, сообразный ситуации выход. Но всегда ли мы способны на адекватную реакцию?

Так получилось, что в последний месяц судьба свела с двумя выходцами из соседней Оренбургской области, башкирами, осевшими, наконец-то, в Уфе. Один — мой коллега, с которым сблизила в далекие годы студенческая общага свердловского журфака. Второй из молодых переселенцев, с видимым удовольствием осваивающий ныне на служебном автомобиле пути-дороги земли предков. И у первого, и у второго в голосе неприкрытая радость от обретения душевного комфорта. И подумалось: мы, не покидавшие надолго отчий дом или же не выросшие вдали от него, лишены, видимо, подобной остроты восприятия действительности…

Оговорюсь сразу: я не о национальной составляющей в лейкоцитах. Для меня земляк, независимо от вероисповедания, тот, у кого в метрике прописан населенный пункт, картографически связанный с моей республикой. И наша ментальность — ментальность особого рода. Все родившиеся на этой земле мыслят и смотрят на мир практически одинаково. Уж поверьте: за долгую журналистскую жизнь общался со многими замечательными патриотами края. Будь то строитель Михаил Старцев, композитор Рим Хасанов, врач Натан Сельский, политик Михаил Бугера, милиционер Закир Абубакиров. Нас всех, кстати, роднит одно: мы, профессионально владеющие своими ремеслами, одинаково косноязычны в демонстрации патриотизма. Как квасного, так и возвышенного. И потому, зачастую, пребываем в беспомощности при неприкрытой, оголтелой ненависти со стороны политических говорунов к нашей малой родине. Нам проще усмехнуться, махнуть рукой, да и заняться своими делами.

Спрашивается, для чего пермяк-предприниматель затеял на днях судебный сыр-бор с высказываниями Жириновского, десять лет назад обозвавшего население Урала «тупым» и «дебильным». На мой взгляд, тому есть два объяснения. Первое: сработало, наконец-то, у кого-то из наших чувство обиды за местный люд. Возможно. Но вероятен и второй вариант: внимание к скандальному политику в предвыборный период не более, чем удачно продуманный пиар-ход людей Жириновского. Гадать не буду. Все равно истину, по всей видимости, не узнаем…
Я же о другом. О том, почему так рады, на мой взгляд, два моих недавних собеседника, перебравшихся в республику из соседней области, — многоопытный журналист и пацан-водитель. Как мне кажется, здесь у нас особая аура. В отношениях между людьми нет беспричинной озлобленности, той же нетерпимости к пятой графе паспорта. По крайней мере, так было совсем недавно. Но трещины, увы, уже появляются. То один злобствующий интернет-сайт, подкармливаемый, уверен, врагами извне, то другой позволяют прямые оскорбления по национальному признаку. По сравнению с которыми жириновские коленца — милая шалость. А должностные лица при этом стыдливо боятся прослыть держимордами «демократических» веяний. Правда, Рустэм Хамитов, выступая в минувший четверг на коллегии МВД по РБ, недвусмысленно дал понять правоохранителям, как поступать в подобных случаях. Посмотрим дальше, дошел ли до людей в погонах месседж главы республики?

В начале недели, как уже знаем, Владимир Путин опубликовал в «Независимой газете» статью «Россия: национальный вопрос». Америку при этом кандидат в президенты страны, конечно же, не открыл. Многие из его тезисов озвучивали в свое время и Ленин, и главы регионов эпохи Ельцина. Отрадно одно: понимание построения политики согласия и гражданского мира в многонациональной стране планируется возвести в ранг государственной политики. Это обнадеживает, не скрою. И, думается, не только меня одного. Но и всех жителей Урала и Сибири, оскорбленных высказываниями того же Жириновского.

И последнее. В башкирском языке есть такое слово «юаш». В детстве очень часто слышал от наших стариков. Мол, мы, башкиры, — все такие. Семантика слова, кстати, очень емкая. От значения «скромный, неприхотливый» до обидного «забитый, униженный». И, характеристика эта применима, как мне кажется, ко всем, кто родился здесь. Независимо от национальности — такова философия земли, впитанная с молоком матери. И потому очень хотелось бы верить, что слово «юаш» так и останется в нашем обиходе в своем первом значении. Красивом, добром. И только!
Читайте нас: