Из техники здесь самое важное — трактор и мобильный телефон. Первый нужен как воздух, понятное дело, во все времена года: снег чистить, огороды возделывать, опашкой в пожароопасный сезон заниматься, непролазную грязюку преодолевать. Второй — чтобы администрации спать не давать круглыми сутками.
Сам-то иткинеевский глава Альфрит Минязов такого, конечно, не говорил.
Это я сделала такой вывод после короткой встречи с ним...
Наш собеседник — уроженец села Прогресс, что в двадцати километрах от Янаула. Лет двенадцать тому назад семейство решило перебраться в село Иткинеево. Во-первых, супруга отсюда родом, во-вторых, город всего в пяти километрах. Там все домочадцы Минязова работают: жена, дочь, сын.
— У нас больше половины села в Янауле трудоустроены. В начале восьмого утра из Иткинеево целая автоколонна выезжает, вечером возвращается. А пока молодежь на работе, у нас тут пенсионеры хозяйничают, — поделился подробностями глава. — Сходы граждан организуем раз в месяц. А при необходимости и чаще. Например, когда участились пожары, мы решили: нужно напомнить жителям, что делать при возгорании, куда звонить, какие действия предпринять.
Собеседник рассказал, что в его сельском поселении есть пожарная машина, которая обслуживает три деревни. В остальных двух деревнях имеются трактор, бочки и мотопомпа. Случись возгорание, местные жители смогут предпринять необходимые меры, пока глава с добровольцами на спецтехнике к ним приедут.
— Если пожарные МЧС к нам не успевают или требуется организовать подвоз воды, тогда на помощь и мы подтягиваемся. При пожаре дорога каждая минута. Вызов может поступить и в полночь, и под утро. Так что нам в любое время нужно быть готовыми срочно выехать на место возгорания. Этим летом, к счастью, экстремальных случаев не было, — продолжил злободневную тему Альфрит Адипович. И добавил, что лучше постучать по дереву, чтобы не сглазить, поскольку отопительный сезон тоже расслабиться не дает.
Как правило, чрезвычайные ситуации подстерегают там, где не ждешь. Не так давно в одном из домовладений случился крупный пожар — сгорел большой сарай, под потолок набитый сеном. Из-за лампочки, которую вовремя не выключили, сухая трава и загорелась. Общими усилиями сделали все, чтобы огонь не перекинулся на соседние постройки, кое-как отбились. Но домашняя скотина погорельца осталась на зиму без корма. Пришлось распределять ее по родственникам.
Здесь разговор зашел о благосостоянии местных жителей. Глава сообщил, что Иткинеево — село крепкое, практически в каждом дворе держат скотину и птицу. А самое главное, молодежь строится. Значит, не уедут, будут тут жить и детей растить. Во время нашей беседы у главы постоянно трезвонил сотовый. Правда, данное обстоятельство его совершенно не раздражало. По его мнению, так и должно быть, если жизнь в сельском поселении кипит.
— Село — дело такое, постоянно какие-то вопросы возникают. Самый наболевший — плохие дороги. Думаю, в этом году проблему удалось решить процентов на 85. На всех «фонящих» улицах мы отсыпали щебенку. Частично средства республика выделила, с ними мы вышли на аукционы. Где не хватило денег, нашли инвесторов. Однако ситуацию необходимо держать под строгим надзором, особенно когда дело касается использования средств. Да и сами дорожно-строительные работы ведутся с участием технического контроля, чтобы никаких отклонений от ГОСТа не допустить, — затронул еще одну острую тему Альфрит Минязов.
И не преминул поделиться радостной новостью: в Янаульском районе состоялся конкурс по благоустройству населенных пунктов, где Иткинеевское СП заняло второе место. По его словам, успеха удалось добиться благодаря ежедневной рутинной работе. Но тут же заметил, что почивать на лаврах не получится — деревня лени не прощает.
Кстати, в роли главы сельского поселения наш собеседник всего два с половиной года. На вопрос, почему его выбрали, ответил просто: как руководителя его люди знают давно, поскольку возглавлял службу охраны в Роснефти, работал старшим мобильной группы, что тоже весьма ответственно. А еще был начальником караула. Так что блюсти порядок, обеспечивать безопасность, владеть оружием (это уж так, к слову) и оперативно решать вопросы Альфрит Минязов умеет. К тому же ему интересно было попробовать свои силы в иной ипостаси.
Хотя лично мне кажется, интересного тут мало: не спать круглые сутки, постоянно вздрагивать от телефонных звонков и за все на свете переживать. Разумеется, собеседник категорически не согласился с такой трактовкой его должности.
— Мне и жена то же самое говорит: ты за всех переживаешь. Ну да, переживаю. Зато потом вижу результаты своей работы. Вот разве плохо, что у нас есть свой трактор? А все потому, что мы постоянно участвуем в программе поддержки местных инициатив (ППМИ), в 2020 году выиграли грант и приобрели МТЗ. Теперь не надо ни у кого просить, сами себе хозяева. В сельской местности без трактора не обойтись. А в 2021 году в марийской деревне Шудимари в рамках той же программы установили новое ограждение на кладбище. К сожалению, в прошлом году нам не хватило всего двух баллов, чтобы снова стать участниками ППМИ. Зато в этом году наверстали, выиграли грант и благоустроили погост уже возле удмуртского села Каймашабаш и деревни Каймаша. Хорошо же, когда все вокруг благоустроено, — засыпал меня аргументами глава.
В Иткинеевском сельском поселении два села и три деревни, где живут русские, башкиры, татары, марийцы и удмурты. По словам Альфрита Адиповича, все народности мирно соседствуют. Например, в двух местных сельских клубах прекрасно поставлена работа самодеятельных фольклорных коллективов, которые на равных с профессионалами гастролируют по республике с концертами. В поселение часто приезжают артисты из соседних регионов. Недавно побывал удмуртский коллектив из Пермского края. В итоге в клубе развернулся настоящий праздник: люди съехались из соседних деревень, помимо концертных номеров с песнями и плясками были накрыты богатые столы с национальными блюдами.
— Я хоть и не понимаю удмуртский язык, но там была такая теплая и душевная обстановка, что и слов не нужно, — с удовольствием припомнил Альфрит Минязов.
В селе Иткинеево в советские времена в помещении мечети располагалась колхозная контора. В конце девяностых она оттуда съехала и здание вернули духовенству. Поскольку за все время никто не озаботился ремонтом, постройка находилась в аварийном состоянии. Проще было построить новую мечеть, чем пытаться отремонтировать старое здание.
В этом году жители села на сходе проголосовали за строительство новой мечети. Потом дополнительно по дворам прошли, индивидуально с каждым жителем на эту тему поговорили, чтобы не было никаких кривотолков. Дело-то деликатное, тем более строить придется на собственные средства: храмы должны возводиться только на пожертвования. У иткинеевцев не возникло никаких разногласий. Все единодушно решили, что мечеть селу необходима, и люди собрали полмиллиона рублей в фонд строительства.
Глава сельского поселения лично занимался документацией, оформлением земли. Поддержал селян и председатель Духовного управления мусульман Башкирии Айнур Биргалин, а также уроженцы Иткинеево, которые сегодня живут в других районах республики. Например, бураевцы помогли подготовить техпаспорт здания для подключения электричества, газа, воды. Татышлинцы нашли брус, чтобы поднять стены.
Строительство начали в прошлом году и к концу текущего планируют завести здание под крышу. Так что движение есть, стройка на месте не стоит. Народ только беспокоится, чтобы строительные работы не застопорились, поэтому активисты намерены снова пройти по дворам и попробовать собрать посильные пожертвования, кто сколько может.
— Кроме того, у нас хорошо развита спонсорская работа, к примеру, в рамках программы «Атайсал». Мы уже реализовали один проект — «Курбан-байрам», сейчас готовим документы на строительство мечети, чтобы уже с этим проектом войти в программу. Эту тему у нас курирует конкретный человек, его зовут Финат (он не любит себя афишировать, потому не называю его фамилию), все вопросы по строительству мечети на нем. Очень ответственный и надежный человек, так что я совершенно спокоен за результат. Ну и сельсовет, конечно, идет навстречу, если что-то нужно. Возможности у нас небольшие стараемся помочь хотя бы по мелочам. Залог успеха в любом деле — общение. С людьми нужно разговаривать, — делает вывод Альфрит Минязов.
У меня возник вопрос: почему жители решили построить мечеть в поселке? Понятно, что старое помещение пришло в негодность, но ведь оно не вчера разрушилось. А решение о строительстве почему-то приняли именно теперь, что на это подвигло? По словам Альфрита Адиповича, инициатива принадлежит тому самому Финату, который на очередном сходе заявил: «В соседних селах есть мечети, а у нас такая большая мусульманская деревня, семьсот жителей, а помолиться негде». Односельчане поддержали идею, тем более, помолиться есть о чем, и главное — о ком.
В прошлом году в сентябре из Иткинеевского сельского поселения добровольцами в зону СВО ушли десять молодых парней. Из них один уже вернулся с ранением правой руки, сейчас его готовят к операции. Еще двое, также после ранений, лежат в уфимском военном госпитале на обследовании. Одного Альфир Минязов возил в Самару в госпиталь при минобороны. Этот боец, едва подлечившись, снова отправился в зону боевых действий. Хотя мог и комиссоваться. Не захотел. Еще одного бойца вернули, потому что у него родился третий ребенок, дочурка, его отозвали как многодетного.
— Я в роддом ездил, помогал встречать пополнение. Потом отправился в Казань за отцом семейства, куда он к тому времени прибыл. Еще один боец у нас отец-одиночка, его тоже отозвали домой. В данный момент в зоне СВО находятся четверо наших добровольцев и пятеро контрактников, двое из них подписали контракт совсем недавно: один в сентябре уехал в воинскую часть, второй в октябре. Совсем еще молодые ребята, но заявили, что должны быть «за ленточкой», как говорится, по зову души и сердца, чтобы защищать свои семьи и Родину, — рассказал глава СП.
Что касается помощи семьям военнослужащих, то здесь, по мнению собеседника, не стоит ждать, когда люди обратятся, надо самим ее предлагать. Допустим, по осени он обзванивает жен и матерей бойцов, интересуется, кому надо вспахать огород, и направляет по адресу тот самый «грантовый» трактор. На днях в отпуск приехал контрактник Костя, который по воле обстоятельств дома не был целый год. Глава сельского поселения заехал его проведать. Заодно договорились, чтобы воин в местной школе провел классный час. Здесь считают, что такие встречи необходимы: подростки должны получать информацию о ситуации в зоне СВО из первых рук, а не из интернетовских роликов, многие из которых фейки. Так что администрация сельского поселения в курсе всего, что происходит на территории, кому и чем надо помочь.
— Сейчас занимаемся ремонтом клуба — отопление налаживаем. Постройка 1960 года, в плохом состоянии, ищем возможности и спонсоров, чтобы ее отремонтировать.
Где-то с помощью госпрограммы выходим из положения, где-то район помогает. Вопрос важный: если нет школы и клуба, молодежь разъедется и с деревней можно будет распрощаться, — перевел разговор на мирные рельсы Альфрит Минязов.
— Кроме того, мы работаем по программе «Реальные дела» — хотим в селе Иткинеево заменить в детском саду крышу. А в программе «Трезвое село» у нас в этом году принимает участие село Каймашабаш. Здесь тоже нужно не ударить в грязь лицом. Еще хотим в соцсетях жителям подробно рассказать о жизни сельского поселения, чтобы люди знали, куда и к кому обращаться, если возникают проблемы. Вот такие наши ежедневные заботы — это жизнь…
Янаульский район.