Храм в мелеузовском селе Богородское должен был быть уже лишь потому, что у него такое название. И он здесь ранее существовал. Но в годы воинствующего атеизма пропал: то ли большевики подожгли, то ли по другой причине сгорел — доподлинно неизвестно.
В годы послабления по отношению к религии после победы в Великой Отечественной войне сельчане вновь поставили церковь на старом фундаменте, но несчастный случай в 50-е годы — небрежность сторожа — привел к исчезновению и ее.
Богородцы нынешнего поколения сетовали на невозможность принять участие в церковной службе. А потому на сходе решили пояса затянуть, но храм в селе поставить. Решили и возложили хлопоты на самого активного — местного фермера Юрия Ермакова.
— Решение схода нужно выполнять, — говорит Юрий Иванович. — Приход собрался, совет избрали и меня туда включили. Скромничать не стану, мое хозяйство в селе самое денежное оказалось; значит, и расходы мои. Уже порядка 10 миллионов рублей вложил в храм. Кто-то квартиры в городах покупает, машины обновляет. Ну а меня Бог призвал церковь на родине восстановить.
Тут стоить напомнить, что в республике действует программа «Атайсал». Вот что по ее поводу сказал глава Башкирии Радий Хабиров: «У каждого человека есть особенно дорогие сердцу места, где он появился на свет, сделал первые шаги, сказал главные в жизни слова. Малая родина и связанные с ней теплые чувства навсегда остаются с нами, согревают душу, настраивают ее на правильный лад. Для меня таким местом является небольшое башкирское село Сайраново в Ишимбайском районе. Сколько себя помню, всегда хотел сделать что-то доброе и полезное для своих земляков. Сейчас у меня есть идея построить в Сайраново на свои средства спортивную площадку. И обязательно в ближайшее время я сделаю это, не откладывая на потом. Согласитесь, что может быть важнее здоровья, настроя на активный образ жизни? Скажу, что внести личный вклад в развитие близкой вашему сердцу родной деревни, села, города — большая радость!
Призываю и вас вместе с земляками сделать это важное дело. Верю в объединяющую силу землячества, любви к малой и большой родине — нашему Башкортостану и великой России!»
Так что, можно сказать, Юрий Ермаков на этот призыв и откликнулся. А еще он говорит, что в селе, где в 20-е годы в школе преподавала Варвара Скворчихинская, оставаться без церкви грех. Эта чтимая в православии блаженная в раннем детстве осталась круглой сиротой, но, несмотря на труднейшие годы начала ХХ века, сумела получить образование и учила детей. Но после того как в школах даже упоминать Бога было запрещено, не смогла продолжать свою деятельность.
Жила отшельницей, помогала людям провидением и целительством. Уже в 2001 году патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.
— Костяк местных жителей состоит из потомков тульских крестьян, переехавших в XIX веке на Урал, — просвещает нас глава Денискинского сельсовета, на территории которого находится Богородское, Ильфат Байчурин. — Первое упоминание об этих переселенцах датируется 1880 годом, но, думаю, они осели здесь раньше. Крестьян привлекла сюда в первую очередь черноземная почва, озера с многочисленной дичью — утками, гусями. Вокруг необозримые ковыльные степи, густая трава, перелески. Виды занятий крестьян того времени — земледелие, скотоводство, пчеловодство. Дома строили в основном из самана, крыли соломой. Первыми переселенцами были Шавыровы, Сергеевы, Воробьевы, Старцевы, Полторыхины, Чуриковы. Нынешнее поколение — работящий люд, предков своих не срамят.
— Как и во всяком народе, у нас тоже разные попадаются, — вставляет реплику в беседу Юрий Ермаков. — Я уж как аграрий скажу: попадется в стаде паршивая овца, всех взбаламутит. В каждом сила духа должна быть, стержень. Это просто говорят, что духовность с молоком матери передается. Воспитанием все достигается, работой над собой. Вот, думаю, церковь тоже свою положительную роль должна сыграть в строительстве общества. Поначалу у меня были сомнения: пойдет ли народ в церковь, для кого мы ее строим? В епархии меня успокоили: даже если два-три человека начнут ходить на службу — твоя миссия выполнена. Так что вы думаете — на закладку фундамента порядка полусотни человек собралось, на подъем колоколов — еще около тридцати. С Божьей помощью и у нас привьется культура православная.
Возрожденный храм хотели поставить на месте старинной церкви, но за прошедшие десятилетия рельеф местности изменился настолько, что сейчас это стало невозможно.
— Мы нашли там каменную плиту под алтарем, забрали ее и, освятив вновь, заложили в фундамент новостроя, — рассказывает Юрий Ермаков. — Таким образом, хоть немного, но протянули нить к истокам, связали старую и новую церкви.
Здание церкви из оцилиндрованного бревна заказали в Кирове. Надеялись, что тамошние мастера и возведут его на фундаменте. Однако они сразу сказали: заказов очень много, могут внести в лист ожиданий, очередь подойдет года через два.
Согласиться на это богородцы не могли, а потому искали мастеров поближе. И нашли совсем рядом — в Мелеузе. Там же заказали и иконостас.
Церковь находится уже на стадии высокой готовности, но справедливости ради следует сказать: отделочные работы отнимают много не только времени, но и средств. А они, как обычно бывает, в дефиците.
— Службы начали совершать с середины лета, — говорит Юрий Ермаков. — Епархия определилась с батюшкой, который будет вести приход.
Богородский храм стоит на самом въезде в село и, на наш взгляд, уже сейчас украшает его. Со вкусом (если можно так говорить о святом месте) выполнены работы внутри церкви: полы из «печатного бетона» — этот материал создает полную иллюзию того, что ступаешь по природному камню.
Технологичное решение нашли и по звоннице. Колокола изготовили в Свердловской области, управляться они будут электроникой.
— Восемь мелодий в памяти заложено, на разные церковные праздники своя, — поясняет Юрий Иванович.
По его мнению, следование Божиему Слову должно сделать людей добрее. Пока же, как считает Юрий Ермаков, в обществе наблюдается некая ожесточенность отношений. Возрождение утраченных традиций, возвращение к истокам непременно поможет, уверен он.