Республиканский проект «Атайсал» стал объектом пристального изучения с женской точки зрения на благотворительном форуме Всероссийской открытой академии «Территория женского счастья», реализованного на средства гранта главы РБ. «Республика Башкортостан» уже не раз писала об оригинальном, ставшем поистине всенародным движении помощи малой родине со стороны земляков. Но, оказывается, ценность добрых полезных дел для родной земли с женской стороны выглядит по-особенному.
Задавая тон дискуссии на площадке «Территория заботы — Атайсал», депутат Госдумы, председатель Всемирного курултая башкир Эльвира Аиткулова менее всего апеллировала к формальному началу проекта. Ведь «Атайсал» в переводе с башкирского языка означает «земля отцов».
— Не смотрите, что благотворители, которые в разной степени помогают тем местам, где родились и выросли, в большинстве своем мужчины. Мы-то не забываем, что за каждым успешным мужчиной стоит любящая его женщина, — заметила Эльвира Аиткулова. И, следуя женской логике, становится понятным, почему у «Атайсала», который задумывался изначально как инструмент развития сельских территорий, появилось много лиц. Поэтому не исключено, что количество его участников вполне может вырасти до четырех миллионов человек, сравнявшись с размерами населения Башкирии. Впрочем, речь о том, что «Атайсал» понемногу набирает известность и популярность далеко за пределами республики, где уже знают: башкиры помнят, ценят, любят земляков.
Как стало понятно из выступлений других участников дискуссионной площадки, «Атайсал» — дело личное, почти интимное. Не раз и не два, признавались главы районов и сельских поселений, земляки, оказав помощь родным местам, напрочь отказывались афишировать благое дело. Таких случаев — каждое второе меценатство. Почему это так, в какой-то мере смогла объяснить министр культуры республики Амина Шафикова.
— Немного покопалась в своих мотивах и поняла, что побуждает нас делать добрые дела безусловная забота о своих корнях. В женщине от природы заложена тяга благоустраивать, украшать ту территорию, где она находится. Создавать уют в этом месте. Я прожила в деревне Иргизлы в Бурзянском районе до семи лет, немало «кирпичиков» в моем мироощущении — оттуда. Там я впервые выступала на сцене в сельском клубе (каким огромным он тогда казался!), там узнала запах свежего хлеба, запах лугов, парного молока и меда. А приехав как-то несколько лет назад в родные места, поняла, что в памяти это выглядит совсем по-другому. И вот я помогла отремонтировать клуб, а детскому хореографическому ансамблю подарила сценические костюмы. Не поверите, просто я помню, как выговаривала родителям — почему вы меня на танцы не отдаете, я танцевать хочу. И еще мы стали в деревне проводить опен-эйры, на которые приезжают большие артисты. Теперь сценические костюмы просят и мальчики-танцоры. А со временем хочешь отдать больше — в этом году деревне Иргизлы исполняется 270 лет, и я помогаю строить мечеть, а на юбилей согласился приехать Радик Юльякшин. Вы подумайте, что к моим землякам в маленькой глухой деревне, куда и асфальтированной дороги нет, наведываются артисты с большой буквы, — Амина Шафикова рассказывает, немного смущаясь от всеобщего внимания к такому, по ее мнению, личному делу. Но суть женского отношения к «Атайсалу» министр культуры, тем не менее, выражает довольно точно.
— У меня ощущение, что, помогая детям родной деревни, я помогаю той самой маленькой Амине, которая росла, радовалась жизни, переживала и впитывала силу родной земли, и словно спрашиваю ту себя, чего тебе не хватало? — размышляет Амина Ивниевна.
Для муниципальных районов республики «Атайсал» стал настоящей золотой жилой. Прежде всего потому, что земляки получили координирующий узел, где они могут заявить о своих инициативах в интересах малой родины, а сами территории — обозначить те проекты, которые им жизненно необходимы здесь и сейчас.
— У нас в районе проживает 17 тысяч человек, а проектов заявлено больше 700, мы примерно на седьмом месте среди всех муниципалитетов. Люди хотят делать добрые дела, рассматривают их как возможность оставить след в истории родной земли. И проект, черпающий силу в землячестве, — это ведь далеко не всегда история про богатых людей. Волонтерство, благотворительность проявляются в покраске забора, обустройстве родника, строительстве дороги. Но бывают такие случаи, когда приходит далекий уже земляк и говорит: хочу-могу, что сделать? А мы теряемся. Может быть, начать проводить опросы среди жителей, что, по их мнению, можно сделать с точки зрения малых добрых дел? — задалась вопросом глава Кигинского района Зухра Гордиенко. Взгляд, конечно, очень практический, как у главного распорядителя в семье, каковой обычно и бывает женщина.
Поддержала идею формирования реестра предложений для желающих принять участие в проекте «Атайсал» и глава Иглинского района Гюзель Насырова, вернувшаяся на днях из города Кременная в ЛНР.
— Оказывается, про «Атайсал» знают уже и там, где мы проведывали наших бойцов и специалистов, работающих на Луганщине. И нам прямо-таки сказали местные, вот и у вас теперь Кременная — малая родина, раз мы жизненно связались. Но вообще хочу сказать, что земляки, помогая родным местам, почему-то не особенно стремятся себя афишировать. Хотя проект породил взаимное доверие и признательность — как со стороны выходцев из городов, сел и деревень, так и тех, кто до сих пор живет в том же месте. Между прочим, мы очень мало знаем о наших земляках, которые добились успеха вдали от отчего дома. А ведь они продолжают, часто неузнанные, приезжать на малую родину — отдыхать, проведывать могилы предков. И желание помочь деревне, селу, городу у них не пропадает, и реестр предложений тут был бы как нельзя кстати, — эмоционально призналась Гюзель Раисовна.
Если мужчины в большинстве своем способны махнуть рукой на плюс-минус рубль и эффект популярности, то подход женщин как хранительниц очага к проекту «Атайсал» практически более ценный. Помимо необходимости создания реестра предложений со стороны благотворителей они заявили о подобном со стороны территорий. По крайней мере, чтобы стеснительный, но готовый совершить доброе дело земляк мог выбрать точку приложения своих сил. «Атайсал» — это не про деньги как таковые, это про память, про признательность родине, это и умственный, организаторский, участливый вклад в жизнь своей деревни, села, города. Можно ведь привлечь к выступлению в родной деревне известных артистов, как это делает Амина Шафикова. Можно благоустроить родник и пляж в селе Рсаево и тоже пригласить певцов на праздник, как сделала региональный руководитель «ОПОРА России» Ляйсан Николаева. В то же время все благотворители и меценаты, хотят не хотят, должны стать известны. Это будет лучшим примером добрых дел для остальных земляков. В Ермекеевском районе придумали памятный знак «Общественное признание», чтобы хоть так отметить неравнодушных сородичей. Есть аналогичные примеры и в других муниципалитетах, тем более что популярность «Атайсала» шагнула далеко за пределы не только Башкирии, но и России.