Все новости
Экономика
5 Октября 2013, 18:05

Игры «патриотов»

Продолжаются слушания по оценке воздействия на экологию завода «Кроношпан»

Слушания постепенно переходят в цивилизованное русло.
Слушания постепенно переходят в цивилизованное русло.
Вторая попытка провести общественные слушания по поводу строительства завода «Кроношпан» оказалась более удачной. Можно сказать, обстановка в администрации Уфимского района на этот раз была рабочей, все выступавшие имели возможность высказать собственную позицию, не опасаясь быть прерванными. Хотя не обошлось и без скандалов: в самый разгар работы комиссии по общественным слушаниям, спустя час после начала, один из активистов «Антикроношпана» сообщил, что «сейчас в фойе администрации напали на жительницу, пришедшую на общественные слушания». Журналисты тотчас кинулись на первый этаж.
Светлана Рамеева объяснила «РБ», что она опоздала к началу слушаний, ее и еще нескольких человек не пускали в здание. «Я снимала это на видео и попросила человека, не пускавшего нас, повернуться к нам лицом. Он повернулся и задел меня рукой. Удара не было, но дело не в этом, а в том, почему нас не пускают на общественные слушания», — рассказала она о произошедшем.

Такой рассказ не устроил лидера протестующих Павла Ксенофонтова, который «пристыдил» соратника: «О чем ты говоришь? Удар был, мы все это сняли на видео». Профилактическая работа возымела действие: по окончании работы комиссии «пострадавшая» стала писать заявление в полицию.

Однако если отбросить эти мало имеющие отношение к обсуждению ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) детали, в целом работа комиссии по общественным слушаниям прошла в деловом русле. Представители проектных организаций рассказали о том, что сделали на этот день, общественность обратила их внимание на ряд нестыковок. К примеру, куда будут стекать 178 тыс. кубов воды, запрошенных у «Уфаводоканала».

— Вода предприятию нужна только на бытовые нужды, — объяснил гендиректор «Кроношпан — Россия» Ардашер Курбаншо. — В производстве ее применяют совсем в незначительных объемах — для смачивания опилок перед прессованием. Мы, наоборот, сушим древесину. И откуда взялись такие цифры, я сейчас сказать затрудняюсь. Спасибо, что обратили на это внимание.

Заместитель министра экологии республики Ольга Лаздина заметила, что сейчас рассматривается предпроектная документация, и то, что находится много нестыковок, «это рабочая ситуация. Мы уже представили 30 замечаний, в дальнейшей работе это число возрастет».

— Я чувствую себя не в своей тарелке, — признался Ардашер Курбаншо. — Мне приходится как бы оправдываться за то, что мы собираемся здесь строить чистое предприятие. Нагрузка многих других заводов на окружающую среду в разы больше.
В зале оказался житель деревни Мурсалимкино Салаватского района, который тут же предложил построить завод у них: «Здесь все против, а мы приглашаем — стройте предприятие у нас». Ему объяснили, что место выбиралось не только в республике, но и среди шести субъектов Федерации и было признано оптимальным для ведения бизнеса как с точки зрения логистики, так и близости сырьевой базы и по многим другим параметрам.

Господин Курбаншо ответил на многие вопросы, поступившие в письменном виде. Представитель завода признал, что часть оборудования с закрытого предприятия в Англии намечается установить на производстве в Башкирии. «Это 30-метровый пресс, который его производители модернизируют и намного удлинят уже в Уфе, — сказал Ардашер Курбаншо. — На экологию пресс никак не повлияет, если только на качество продукции. Но тут уже мы сами заинтересованы, чтобы оно продолжало оставаться высоким. Не хвалясь, скажу, что у нас в России качество выше, чем на предприятиях в Европе, благодаря высокому качеству нашего леса».

— Вы не имеете права говорить — «наш», — заметил Павел Ксенофонтов. — У вас нет российского гражданства.

— Действительно, у меня нет российского подданства, но я больший патриот России, чем вы, господин Ксенофонтов, — отреагировал Ардашер Курбаншо. — Я родился в СССР, давал присягу в армии, мой дед дошел до Берлина в войну. И мне стыдно, что мы до сих пор продаем за рубеж лес кругляком, нефть, газ, взамен покупая те же ламинированные плиты и многое другое. Я вас уверяю, что, если цена барреля нефти упадет до 50 евро, вы сами с вилами выйдете на улицу, потому что детей будет кормить не на что, и спросите у власти, почему она не строила заводы.

Намеченное заседание рабочей группы Общественной палаты республики по вопросам строительства «Кроношпана» перенесли. Председатель палаты Рамиль Бигнов считает, что пока нет предмета рассмотрения: отсутствует проект. Господин Курбаншо пояснил, что сейчас он проходит экспертизу.

Член рабочей группы Петр Быков заявил «РБ», что в любом случае будет проведена еще и независимая экспертиза. Он сказал, что предварительно договорился с профессором нефтяного университета доктором технических наук Владимиром Назаровым, имеющим такой опыт экспертизы по ПОЛИЭФу.

* * *

Профессор Назаров выступил уже на следующем заседании комиссии. По его мнению, проект ОВОС — «очень сырой, к нему есть много замечаний». Он предположил, что проектировщики использовали старые данные, привязав их к другой технологии. «Нестыковок очень много, — заметил профессор. — И это при том, что я работал с документом еще не досконально».

Председатель Общественной палаты республики Рамиль Бигнов еще раз подтвердил позицию членов рабочей группы — необходима независимая экологическая экспертиза. Он также призвал «перестать политизировать процесс». «У меня сложилось устойчивое мнение, что ситуацию вокруг «Кроношпана» ряд протестующих использует для зарабатывания политических дивидендов».

Его поддержала руководитель общественной организации «За права человека и гражданина в РБ» Альмира Жукова. «Я впервые участвую в этих слушаниях и неприятно удивлена тем, что протестующие агрессивно не дают высказать противную точку зрения, — заметила она. — Свою миссию вы выполнили — строительство остановлено. Теперь необходимо перевести дискуссию в правовое пространство, перестать кричать как на базаре. Первым шагом я подаю в суд на «Кроношпан» за ущемление моих прав как гражданина, чтобы перейти от эмоций к деловому разговору: законно ли строительство завода?»

Поясним, что поводом для высказываний о некорректном поведении протестующих стала их реакция на заявления жителей близлежащих населенных пунктов — предпринимателя Руслана Зайнуллина и руководителя детского учреждения Альфии Минаевой, которые заметили, что не против строительства, если будут учтены все экологические требования к безопасности предприятия. «Я родился в Шакше и все мое детство прошло среди промышленных предприятий, родители работали на заводе, — заметил Руслан Зайнуллин. — Новый завод нужен для людей, для экономики. Нужно только следить, чтобы все было построено безопасно. Для этого и слушания проводят». Протестующие восприняли такие заявления как предательство.

P.S. Запланированные на 10 октября заключительные общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду будущего производства «Кроношпан башкортостан» переносятся на неопределенный срок.
Читайте нас: