Все новости
Экономика
25 Декабря 2023, 13:15

Первый уфимский электробус уехал в Питер

Почему его достоинства будут оценивать жители Северной столицы?

Первый уфимский электробус уехал в Питер
Первый уфимский электробус уехал в Питер

Узнав об этой новости из федеральной газеты, почувствовал обиду за столицу Башкирии: почему электробус не остался в городе, в котором появился? Мы бы его протестировали не хуже питерцев. С этим вопросом отправился на Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, получив предварительно приглашение генерального директора Дениса Рассадникова. Время он назначил точное, рассчитав поминутно дорогу из аэропорта до проходной на улице Вологодской. Дело в том, что в тот день он с группой заводчан прилетел из Белоруссии, где бывает чуть ли не раз в неделю: Минский автомобильный завод в 2020 году стал стратегическим партнером уфимского, и основная продукция нашего — троллейбус «Горожанин» — с того момента выпускается на базе кузова минского МАЗа.

Пока добирался до черниковскойпромзоны, вспоминал гостевые поездки в Москву, где наземный общественный транспорт — сплошные электробусы, часть из которых изготавливается в Нефтекамске. Удобные, бесшумные, без вонючего выхлопа. Они — наше будущее. То есть Башкирии. Сколько еще нам ждать это будущее, никто сейчас сказать не может. Только в Уфенесколько раз за последние десять лет принимались различные транспортные программы — по трамваям, троллейбусам, автобусным маршрутам, городской электричке, однако проблема перевозки людей только обостряется.

Надо заметить, о начале производства электробусов в Уфе и об испытаниях первого экземпляра на берегах Невы мне ничего не смог сказать даже один из начальников отдела управления транспортом администрации города. Был не в курсе.

История УТТЗ имеет многосерийный сюжет. Еще в советские годы, полвека назад, на Степановском повороте, что по Бирскому тракту, открыли Башкирский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Делали там попытки изготавливать и новую модель «рогатых» машин, но кроме опытных экземпляров дальше дело не пошло. В основном занимались ремонтом старых.

— Я 25 лет работал на прежнем предприятии, начинал водителем грузовика, автобуса, — рассказывает технический директор нынешнего УТТЗ ФаргатНухов. — Окончил строительный техникум, затем заочно аграрный институт по специальности «автомобильное хозяйство», дорос до главного инженера. Ремонтный завод закрылся в 2014 году. Его выкупили новые собственники, профессионалы в своем деле. Они разработали смелые планы, взяли в аренду территорию троллейбусного депо №2, где сейчас располагается основное предприятие. Костяк коллектива пошел за новой командой. Сегодня мы поставляем современные троллейбусы почти по всей России.

Первый троллейбус на базе купленного в Нефтекамске кузова «НефАЗ» был изготовлен в обычном варианте: высокопольный, без автономного хода, традиционной окраски. В тестовом режиме он покатался в Уфе, Пензе, Стерлитамаке, после этого его подарили городу Макеевке. Второй, принципиально обновленный — низкопольный, а главное, с автономным ходом на 20 км с подзарядкой от сети — выпустили через год. Показали его гостям на республиканском сабантуе и продали в Иваново. Итого в нефтекамском «костюме» собрали 36 машин. Затем с «НефАЗом» пути разошлись, и партнером завода стали машиностроители из Белоруссии. Двигатели получают из Пскова, тяговые приводы — из Новосибирска. За четыре года выпустили более 200 троллейбусов с автономным ходом, которые сегодня можно увидеть в Ростове, Брянске, Новосибирске, Челябинске, Новокузнецке, Пензе. По Уфе разъезжают пока 24 троллейбуса, которые заводчане узнают по зеленой окраске, еще один достался Стерлитамаку.

Известно, что основные загрязнители воздухав городах — это автомобили на топливной тяге. Все понимают — эту нагрузку надо снижать. Давно усвоили это и на УТТЗ, где с первого же года создания предприятия взяли правильное направление — электрическая тяга поможет подняться коллективу на всероссийский уровень.

— Петербургские власти серьезно рассматривают варианты закупки электробусов, — отвечает генеральный директор Денис Рассадников на вопрос, с которым я ехал сюда. — Там сегодня можно встретить машины нескольких производителей, в том числе из Китая. Конкуренция большая. Вот вы, например, перед покупкой автомобиля тоже ведь захотели бы покататься в тестовом режиме. Наш электробус ходит с пассажирами от Морвокзала до Московского железнодорожного вокзала по Невскому проспекту. То есть Северная столица стала своеобразным испытательным полигоном. Для нас важно, чтобы он не просто покатался там в рекламных целях, а прошел критический осмотр специалистов, которые бы дали свои замечания. Наш троллейбус попал там в очень сложные погодные условия: сильный мороз, снегопад, но показывает себя достойно. За восемь часов он проходит всего сто километров, движение там очень замедленное. Мы как компания, которая всегда стремится кчему-то новому, развиваем широкую сеть кооперации.

— Какие планы на будущее? — интересуюсь у гендиректора.

— Наша отрасль существенно зависит от поддержки государства, — признается Рассадников. — Долгие годы эта поддержка была на низком уровне. Последние полтора года президент страны стал уделять транспорту повышенное внимание, состоялось заседание Госсовета по проблемам отрасли. Сегодня общественный транспорт есть бензиновый, дизельный, электрический, газовый, а сейчас уже обсуждается создание водородного. Водоробус! Кстати, мы наметили выпуск в ближайшее время сочлененного троллейбуса, думаем, он появится уже в следующем году.

Кстати, надо заметить, что собственники УТТЗ живут не где-то за пределами России, они коренные россияне, основные акционеры из Пензы. А Денис Рассадников родом из Кугарчинского района, его предки из донских казаков, переселившихся несколько столетий назад на Южный Урал. Словом, наш парень. Он постоянно перемещается по стране, налаживая связи с многочисленными партнерами. Как сам признается, живет в самолете. Наглядный пример — наша встреча, на которую гендиректор приехал прямо от трапа, прилетев из Минска.

Сегодня УТТЗ может поставлять 250 современных троллейбусовв год.Предприятие уже завоевало 33 процента российского рынка. Почему их мало в Уфе? Этот вопрос, считают заводчане, надо адресовать городской власти.

Фото Рината РАЗАПОВА.

На снимках: заместитель технического директора Павел Григорьев; в сборочном цехе готова партия троллейбусов для отправки в Новосибирск; генеральный директор Денис Рассадников.

Первый уфимский электробус уехал в Питер
Первый уфимский электробус уехал в Питер
Первый уфимский электробус уехал в Питер
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас в