Участие в нем приняли представители органов власти, структур по поддержке предпринимателей, а также сами представители бизнеса. При этом последние отнюдь не выглядели зрителями, а задавали массу вопросов каждому из спикеров.
Да и последние показали себя с лучшей стороны: говорили кратко и по делу.
Одной из самых горячих тем для обсуждения стало оформление недвижимости. Речь о земельных участках и помещениях, без которых зачастую свое дело не откроешь.
— Сегодня электронная регистрация недвижимости проводится за один-два дня, а если заявление подано в бумажном виде — за три-четыре дня. Количество процедур постоянно сокращается. Этому способствует в том числе взаимодействие между МФЦ и Росреестром в электронном виде в рамках проекта «Стоп-бумага». Также проводится идентификация предпринимателей — если документы поступили от них, ставится специальная отметка и недвижимость оформляется в максимально короткие сроки, — отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по РБ Марина Мартынова.
Значительно уменьшилась и доля приостановлений сделок, и в этом немалую роль играет постоянное обучение сотрудников. Если это возможно, ведомство самостоятельно принимает меры по устранению нарушений. Кроме того, оно проверяет 15 видов сведений, что гарантирует безопасность сделок. А выписку из реестра недвижимости можно сейчас получить за несколько секунд онлайн.
Бизнес все больше переходит на подачу заявлений в электронном виде. Сейчас этот способ выбирают 62 процента предпринимателей. Органы власти сами подают документы в интересах бизнеса, и тоже по электронным каналам, так же делают банки и застройщики. А с 1 января 2024 года все юрлица будут обязаны представлять заявления на оформление недвижимости исключительно в электронном виде, что также ускорит процесс.
Сейчас в республике идет работа по внедрению цифрового помощника регистратора «Ева» на основе искусственного интеллекта. «Ева» будет сама сканировать заявление и документы, анализировать их и предлагать варианты решений.
— Мы активно взаимодействуем с бизнесом, проводим обучающие семинары, встречи. Представители бизнеса есть и в нашем общественном совете, они нам «подсвечивают» возникающие проблемы, и мы их совместно решаем, — подчеркнула Марина Мартынова.
Есть вопрос
— Индивидуальные предприниматели с нового года тоже должны будут подавать документы на регистрацию в электронном виде?
— Нет, это касается только юридических лиц.
— Что нужно юрлицу для обращения в электронном виде?
— Нужно быть зарегистрированным на портале госуслуг и получить электронную цифровую подпись.
Как поддерживают бизнес в столице? Об этом рассказал и. о. заместителя главы администрации Уфы по предпринимательству и инвестициям Агарагим Кагиргаджиев.
— В городе действует муниципальная программа поддержки предпринимательства. В нынешнем году финансирование составляет 10,7 млн рублей, из которых 7 млн из городского бюджета и 3,7 млн из республиканского. Субсидии предприниматели могут использовать на возмещение части затрат по договору лизинга, процентной ставки по кредитам, приобретение основных средств, разработку цифровых приложений и сайтов, работу на электронных маркетах, — пояснил спикер.
Поддержка может покрывать не более 50 процентов затрат, понесенных с 1 января 2022 года по дату подачи заявления. Субъекты малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на суммы от 500 тысяч до 1 млн рублей, самозанятые — на 300 тысяч рублей.
— До 31 июля можно подать заявку на получение субсидии в будущем году, — подчеркнул Агарагим Кагиргаджиев.
— Когда начинаете принимать заявки на субсидии?
— Заявки на следующий год принимаются с 1 января до 31 июля.
— Может ли претендовать на субсидию житель Уфимского района?
— Нет, только житель Уфы.
— Должен ли предприниматель отчитываться, на что израсходована субсидия?
— Конечно. Средства должны быть израсходованы строго по назначению.
— Мы еженедельно проводим личные приемы предпринимателей. С начала года в наш адрес поступило 194 письменных обращения, и еще 50 обращений — по горячей линии 218-18-18. Мы открыты для общения, — отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей Ирина Абрамова.
По ее словам, представителей бизнеса больше всего интересуют взаимодействие с правоохранительными органами и земельно-имущественные отношения. А вот обращений по контролю и надзору стало мало.
— Сейчас совершенно новое понимание государственного контроля. В первую очередь это предупреждение и консультирование, а не наказания и штрафы. Сейчас есть реестр профилактических визитов, от которых можно отказаться, а можно самим инициировать их. Мы предлагаем предпринимателям инициировать эти визиты, и мы можем при этом их сопровождать. По сути, для бизнеса это бесплатный аудит, — подчеркнула Ирина Абрамова.
Добавим, что уполномоченный может также сделать запрос в прокуратуру и участвовать в судах на стороне предпринимателя.
— Если я уже подал в суд, какую помощь вы можете мне оказать?
— Мы можем помочь выстроить линию защиты.
— Помогаете ли вы некоммерческим организациям?
— Мы никому не отказываем в помощи.
— Роскадастр начал работу 1 января 2023 года, до этого он назывался Кадастровой палатой. Штатная численность — 678 человек, мы представлены по всей территории республики. По сути, мы являемся федеральными кадастровыми инженерами и выполняем работы от имени государства, — отметил директор филиала Роскадастра по РБ Рустам Гайсин.
Помимо государственных услуг — предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости и Федерального фонда пространственных данных, выявления и исправления реестровых ошибок, ведения реестра границ и прочих — компания оказывает платные услуги.
Если, например, заключая сделку, необходимо проверить объект на отсутствие ограничений, уточнить территориальную зону, в которой он находится (от этого зависит, как его можно использовать), узнать, как часто менялись владельцы, то можно заказать в Роскадастре информационную справку. Она будет готова за 30 минут, но обойдется в 2 тысячи рублей. Можно также получить консультацию, как перераспределить или разделить земельный участок, это будет стоить 1,5 тыс. рублей.
— Наша компания подписала соглашение о сотрудничестве с региональным отделением «Опоры России» о предоставлении бизнесу консультаций по оформлению недвижимости, алгоритму сбора документов и другим вопросам. Готовится ряд других соглашений, — добавил спикер.
— Информационную справку можно заказать на любой объект?
— На любой, но персональных данных, кто является собственником, там не будет. Только история перехода права — в такие-то сроки владел один человек, в такие-то — другой. Но если вы сдадите нам на анализ договор купли-продажи, в этом случае мы можем подтвердить, что правообладатель указан верно.
— Занимаетесь ли вы оспариванием кадастровой стоимости объектов?
— Пока нет.
— Основная наша задача — минимизировать административные барьеры, с которыми может столкнуться инвестор при реализации проекта. За каждым проектом закрепляется менеджер, который сопровождает его от идеи до введения объекта в эксплуатацию. Обратившись к нам, инвестор получит полную информацию о мерах поддержки, на которые может рассчитывать. Мы также окажем содействие в подготовке пакета документов, — пояснила директор по работе с инвесторами Корпорации развития РБ Эльвина Абляева.
Основные меры поддержки — это налоговые льготы, получение земельных участков без торгов, привлечение заемных средств на льготных условиях.
— Корпорация также готова оказать содействие в подборе площадки. Сейчас в базе около 1800 инвестиционных площадок. С ними можно ознакомиться, не выезжая на место: оценить территорию, размещенные на ней здания, инженерные сети, дороги и после этого принять решение.
Кроме того, специалисты корпорации разрабатывают для инвесторов бизнес-кейсы. Это бизнес-идея с рассчитанной моделью, выбранной площадкой и мерами поддержки. То есть если есть желание инвестировать, но бизнесмен не знает куда, он может воспользоваться одним из кейсов. Их сейчас у корпорации 74. Кстати, все услуги оказываются бесплатно, за исключением разработки бизнес-плана.
— Как вас найти?
— Мы находимся в здании ЦУРа.
— Если у меня есть интересная идея, можете помочь найти инвесторов?
— Мы можем разработать для вас бизнес-кейс и предложить проект инвесторам.
— В индустриальном парке «Уфимский» еще есть участки?
— Немного есть, можете выбрать.
— Центр «Мой бизнес» существует с 2019 года. Предприниматель не всегда понимает, за какой мерой поддержки куда обратиться. Чтобы облегчить ему доступ к ним, и был создан наш центр, это федеральный проект, — отметила руководитель департамента «Центр «Мой бизнес» Агентства по предпринимательству Айгуль Хабибрахманова.
Вообще, в агентстве действуют два департамента. Финансовый департамент обеспечивает поручительство за счет средств гарантийного фонда, если предприниматель получает в банке кредит, но своего залогового обеспечения не хватает. А центр «Мой бизнес» — это консультации по мерам поддержки, обучение, семинары, мастер-классы, акселераторы.
— В этом году мы расширили спектр мер поддержки, которые можно получить у нас в режиме одного окна. Мы оплачиваем участие предпринимателей в выставках, в том числе в Москве, Екатеринбурге. Очень востребованы профильные услуги — сертификация, декларирование продукции, регистрация товарного знака, разработка фирменного стиля. Мы подбираем для этого специализированные организации и оплачиваем их услуги. В этом году впервые добавили подготовку бизнес-плана. Также делаем рекламу на радио, телевидении, в печатных изданиях, — пояснила Айгуль Хабибрахманова.
Центр «Мой бизнес» работает в тесном контакте с бизнес-шерифами муниципалитетов. На сегодня в республике действуют 12 обособленных подразделений центра, которые покрывают все районы.
— Как через вас зарегистрировать товарный знак?
— Мы отбираем исполнителя на конкурсной основе. Вы подаете заявку, и мы оплачиваем эту услугу патентному поверенному. Вы работаете напрямую с ним. Оплатить вам потребуется только пошлину.
— Как оплачиваете рекламу в СМИ?
— Есть лимит на каждого предпринимателя, чтобы как можно больше представителей бизнеса могли использовать эту возможность.
— А что делаете по сайтам?
— Здесь тоже есть определенный лимит на каждого получателя. Как правило, делаем одностраничный сайт — предприниматели довольны.
— Мы проводим такое мероприятие уже второй раз, также периодически проводим выездные мероприятия по республике. И понимаем, что есть проблема с информированием предпринимателей о мерах поддержки, донесением информации до них. Мы в МФЦ ежегодно открываем прием заявок на получение муниципальных субсидий по различным направлениям. Всю информацию об этом можно получить на нашем сайте и в соцсетях, — подвела итоги круглого стола заместитель директора МФЦ РБ Эльвира Габдрахимова.
Отдельно спикер обратилась к тем, кто только открывает свое дело.
— У нас есть комплекс услуг, начиная от регистрации бизнеса, индивидуального предпринимателя, юрлица. Все они оказываются бесплатно. Также оказываем сопутствующие услуги: открытие расчетного счета, получение лицензий, сертификатов, мер поддержки. Плотно работаем и с Корпорацией развития: в рамках взаимодействия в центральном офисе открыто «окно инвестора», — подчеркнула она.