Уже не первый месяц в стране наблюдается дефицит сахарного песка. И пусть былого ажиотажа нет, но говорить о том, что проблема полностью снята, не приходится. Запасы на складах сахарных заводов совсем не те, что были в начале неожиданного, с точки зрения властей, бума в торговых сетях, а это значит, что даже будущий урожай не сможет поставить точку в этом вопросе при сохранении тех площадей под свеклу, что были подготовлены осенью.
По всей стране аграриев призывают увеличивать площади свекловичных плантаций. Не остаются в стороне и власти республики. Вице-премьер — министр сельского хозяйства региона Ильшат Фазрахманов объявил, что в Башкирии этой весной посевы сладких корнеплодов увеличатся почти на треть — на 11 тысяч гектаров.
— С учетом санкционной политики ряда государств, мы укрепляем продовольственную безопасность региона по некоторым культурам, — сказал вице-премьер на оперативке в правительстве. — В частности, планируем увеличить посевные площади сахарной свеклы с 36 до 47 тысяч гектаров. Это позволит получить запас сахара на 2,5 года — порядка 300 тысяч тонн.
По словам министра, уже на следующий год планируется увеличить плантации сладких корнеплодов до 50 тысяч гектаров. С точки зрения обывателя расширить площади под какую-либо культуру не составляет труда — вроде земли кругом полно. Однако специалисты знают — в этом случае может нарушиться севооборот, да и поля под разные культуры с осени готовятся по-разному. А тут еще и обеспеченность семенами не такая радужная, как хотелось бы.
С ними, честно говоря, ситуация вообще аховая. Руководитель дирекции федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства Мирослава Скрынникова отмечает, что долгие годы сахарная отрасль «подсаживалась» на семена импортных гибридов. Зависимость от зарубежных поставок доходила до ста процентов. Ильшат Фазрахманов говорит, что так было удобно, комфортно селянам — каждый занимался своим делом: купил семена — посеял, получил приличный урожай.
По его же словам, подозрения, что так долго продолжаться не может, были давно, а потому несколько лет назад стали заниматься импортозамещением и в этом сегменте. «В противном случае сейчас ситуация была бы намного хуже», — считает Ильшат Фазрахманов.
И сегодня зависимость отечественных производителей от импортных семян составляет до 98 процентов, говорит гендиректор компании «СоюзСемСвекла» Роман Бердников. Получается, что аграрии свеклосеющих регионов страны остаются под угрозой дефицита семенного материала. Представители компаний, поставляющих его в Россию, заверяют: перебоев с поставками не будет. Ильшат Фазрахманов, в свою очередь, полагает: в нынешней политической ситуации может произойти что угодно, а потому следует быть готовыми к любым поворотам сюжета.
Роман Бердников отмечает, что зарубежные селекция и семеноводство долгие годы развивались за счет российских денег.
— Четверть всех посевов сахарной свеклы в мире находится в России, — говорит он. — Поэтому западным корпорациям выгодно подмять под себя этот рынок. Так мы оказались в зависимости от них по семенам и технике.
Справедливости ради нужно сказать, что импортные гибриды сахарной свеклы помогли отечественным сахароделам увеличить отдачу плантаций. Если еще в 90-х крестьяне получали с гектара по 90 — 150 центнеров сладких корнеплодов, то с применением западных технологий возделывания свеклы эти цифры увеличились до 500 — 600 центнеров.
Отечественные семена пока не дают такой отдачи, но работа над улучшением их качеств продолжается. Как отмечают российские ученые, они знают, в чем им стоит прибавить, и обещают за достаточно короткое время выйти на результаты, сопоставимые с иностранными аналогами.
— Мы ставим цель получить нашими семенами по 10 тонн сахара с гектара, — заявил на совещании по развитию свекловичной отрасли в Уфе Роман Бердников. — Не урожайность корнеплодов, а выход сахара.
Не загружая читателей расчетами, скажем, что сейчас импортные семена при средней сахаристости корнеплодов и самом высоком урожае позволяют получать до девяти тонн сахара с гектара. Поэтому Ильшат Фазрахманов под одобрительный гул переполненного руководителями свеклосеющих хозяйств республики зала заметил: «Мы и на семь тонн сахара с гектара согласны, давайте уже скорее отечественные семена». Роман Бердников ответил, что уже почти 20 процентов свеклосеющих хозяйств страны приобретают семена отечественной селекции, но этот объем даже при достаточно широком распространении все еще мал.
Спрос на отечественные семена федеральные власти стимулируют субсидиями. До 70 процентов затрат на приобретение семян отечественного производства будет возмещаться. Ильшат Фазрахманов сообщил, что республика получила на эти цели 120 миллионов рублей из федерального бюджета.
Свекла — единственная сельскохозяйственная культура в стране, являющаяся для России сырьем в производстве сахара, отметил вице-премьер. Башкирия, Татария и еще пара регионов, включая Алтай, — восточный форпост возделывания свеклы в России. У нас производством сахара занимаются менее половины субъектов страны. А республика, кроме всего, один из основных его поставщиков во всей округе.
— После ажиотажного спроса на продукт нам придется восполнять запасы еще несколько лет, — считает Ильшат Фазрахманов. — Поэтому-то мы и запланировали рост площадей с сахарной свеклой в республике. Да, культура требует интенсивного земледелия, что предполагает высокий уровень материально-технических затрат, они до пяти раз выше, чем при выращивании зерновых культур. В то же время даже при урожайности 350 центнеров корнеплодов с гектара и средней цене сахара в 50 рублей рентабельность сахарной свеклы может достигать 100 процентов.
По его словам, два оставшихся в регионе сахарных завода после реконструкции в состоянии перерабатывать вкупе 12 тысяч тонн свеклы в сутки, или 1,8 — 2 млн тонн за сезон. Как раз такой объем смогут произвести в республике при нормальных погодных условиях с площади 47 — 50 тысяч гектаров.
В то же время даже некогда самые свеклосеющие районы Башкирии сейчас с трудом могут возродить производство. К примеру, раньше работал Мелеузовский сахарный завод, соответственно, и хозяйства района плотно занимались этой культурой, занимая передовые позиции в регионе. После закрытия завода многие хозяйства посчитали перевозку свеклы на другие заводы делом невыгодным, а потому распродали всю свекловичную технику. Если ранее в районе плантации занимали шесть тысяч гектаров, то нынче — порядка 800.
Между тем расширять площадь плантаций в регионе необходимо, если мы хотим избежать в будущем стрессовых ситуаций, подобных нынешней. Вот и премьер-министр правительства республики Андрей Назаров написал на своей страничке в социальных сетях: «После неоднократных сообщений от вас, как вы знаете, я лично прошелся по магазинам и убедился, что не все сети придерживаются договоренностей, я решил, что мы еще раз проведем встречу со всеми участниками товаропроводящей цепочки по производству и реализации сахара. Пригласим дистрибьюторов, производителей, ретейл, логистические компании. Цель — напомнить о недопустимости спекулятивных цен на каждом этапе».
В свою очередь Ильшат Фазрахманов заметил, что свекловичного сахара в стране до нового урожая хватит, но с трудом. Поэтому сейчас по морю в Россию идут четыре корабля, груженные сырцом, из которого на заводах произведут сладкий продукт. Кстати, многие еще помнят, каков на вкус тростниковый сахар — когда отдача плантаций была не такой высокой, как сейчас, заводы производили сахар из сырца. И он не такой сладкий, как свекловичный. Или мы к последнему просто пристрастились?