Все новости
Экономика
13 Апреля 2022, 11:15

Стать законодателями моды

Руководитель крупнейшего в России предприятия — о налогах, аутсорсинге и заимствовании технологий

Предполагаемое сокращение экспорта нефти россияне воспринимают по-разному. Одни переживают, что в новых экономических реалиях придется сильнее затянуть пояса, другие убеждены: сама жизнь подталкивает нас к тому, чтобы наконец-то начать торговать не сырьем, а продуктами переработки. И речь не только и не столько о том, чтобы поставлять их за границу. Подразумевается, что исход зарубежных компаний создаст предпосылки для развития собственных производств и последующего насыщения внутреннего рынка.

Завод пластмассовых изделий «Альтернатива» из города Октябрьский второе десятилетие удерживает статус крупнейшего предприятия по выпуску бытового пластика. Причем не только в России, но и в Европе. Сегодня здесь трудятся 2560 человек, продукцию завода можно увидеть на прилавках магазинов от Калининграда до Владивостока и во всех странах СНГ. Мы попросили его генерального директора Раиля ФАХРЕТДИНОВА высказать свою точку зрения на нынешнюю ситуацию.

Нам — по китайскому пути

— Раиль Камилович, для вас как для производственника и председателя совета Торгово-промышленной палаты исход иностранных компаний из России вред или благо?

— На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Простой пример: сейчас мы сильно зависим от зарубежной нефтехимии, без которой нельзя представить развитие многих секторов экономики. Поэтому здесь могут возникнуть проблемы. Да, у нас есть лес, железная руда, но без продукции нефтехимической отрасли их не превратишь в высококачественную бумагу или легированную сталь. Из этой же серии — производство удобрений, лекарств и так далее.

Бизнесу станет сложнее закупать за рубежом необходимое оборудование. По счастью, наше предприятие давно и успешно сотрудничает с крупными китайскими производителями, а значит, не особо зависит от западных санкций. Но и у нас возникли трудности: с недавних пор оборудование стало дороже, и мы были вынуждены отказаться от нескольких интересных проектов. Точнее, отложить их на неопределенный срок.

В то же время в стране освобождается множество перспективных рыночных ниш. И это плюс для российских предпринимателей, которые производят продукцию и оказывают услуги. Если говорить о нашем заводе, у нас появилась возможность расширить производство мебели, товаров для кухни, для отдыха и туризма. Мы уже начали работать в этом направлении.

— Слова о важности импортозамещения сегодня звучат и на кухнях, и с высоких трибун. На ваш взгляд, как нам пройти этот путь быстро и с минимальными потерями?

— Главное — не пытаться создать что-то с нуля в тех сферах, где идет речь о высокотехнологичном производстве. Это будет непростительная трата времени и денег. В свое время Китай сделал мощный рывок вперед, копируя все лучшее по всему миру. В нынешней ситуации мы должны действовать так же.

Опять же подкреплю свои доводы примером. На нашем предприятии уже много лет действует оперативный штаб — мы называем его проектный офис, в который входят отдел маркетинга, проектный отдел, конструкторское бюро, техническая служба, отдел запуска. Сюда стекаются все интересные идеи и задумки. В числе прочего здесь мы внимательно изучаем продукцию зарубежных конкурентов и, если она пользуется спросом, после экономической и технологической экспертизы улучшаем ее и запускаем в производство. Результат — мы стали лучшими, а отчасти даже законодателями моды в своем сегменте.

Говоря о копировании, я веду речь не о выпуске низкокачественного контрафакта, когда кто-то шьет в гараже кроссовки Abibas или клепает телефоны Sumsang. Речь — о заимствовании передовых технологий. Это общемировая практика: если каждый автомобиль от «Мерседес-Бенц» — это ноу-хау немецкого концерна, то «Тойота» никогда не стеснялась копировать все лучшее у конкурентов.

Наряду с этим нужно дать зеленый свет тем зарубежным компаниям, которые готовы прийти на наш рынок. В частности, недавно крупные турецкие и китайские заводы выразили желание открыть в России производства по изготовлению термопласт-автоматов, литьевых машин под давлением и других станков для нашей отрасли. Мое мнение — пусть приходят. Потому что своих предприятий, которые работали бы в этом сегменте, у нас до сих пор нет. В Советском Союзе оборудование для переработки полимеров выпускали одесский и хмельницкий заводы. После распада СССР они остались на территории недружественной нам страны, и мы были вынуждены покупать современное оборудование в Турции, Китае.

К счастью, в начале XXI века перед нашим заводом встала дилемма: или мы полностью модернизируем производство, или не протянем и года. Мы выбрали первый вариант.

— А почему «к счастью»?

— Потому что сейчас ЗПИ «Альтернатива» оснащен не хуже ведущих западных предприятий. А значит, может вполне успешно решать задачу импортозамещения. При условии, что наши монополисты, которые производят сырье, не поднимут цены.

— А такое может случиться?

— В прошлом году в своем сегменте экономики мы начали хорошо теснить иностранных конкурентов. Но два российских предприятия, где выпускают пропилен, основное сырье, с которым мы работаем, все самые востребованные марки стали гнать за границу. Почему? Да просто на тот момент для них это было выгоднее! А российским производителям пропилен доставался по остаточному принципу. Мы делали попытки защитить свои интересы через Российский союз переработчиков полимеров. Но такие «разборки» в профильных ассоциациях и союзах длятся не меньше года. Может, у нас хотя бы сейчас поймут, что свой производитель должен быть в приоритете.

При этом в России, самой богатой нефтью и газом стране, предлагается весьма ограниченный ассортимент полимеров. Если в Европе их выпускают более 400 марок, то у нас — около 40. Как результат — сырье для изготовления ряда товаров мы были вынуждены закупать за границей. Хотя чаще всего оно изготовлено из нашей нефти.

Гайки, кадры, НДС

— Раиль Камилович, что сегодня нужно предпринимателю, чтобы он быстро и успешно развивался?

— Один из факторов, тормозящих сегодня развитие, — это налоговая и финансово-кредитная системы. К сожалению, без кредитных ресурсов развиваться и осваивать новые рынки, выпускать новые товары сложно. Требуются кратковременные большие инвестиции. А кредиты для бизнеса сегодня дорогие и короткие. Поэтому развитие бизнеса у нас идет черепашьими шагами, быстрый его рост можно видеть только в отчетах чиновников. Тем более в последние годы рентабельность бизнеса во всех направлениях экономики падает. Прибыль растет только у монополистов и в сырьевом бизнесе. Потому что там неконкурентное ценообразование.

Следующий сдерживающий фактор — это налоговые и неналоговые сборы. Особенно в неравное положение ставит всех налог на добавленную стоимость. Он сложно рассчитывается, непрозрачный и очень коррупционный. Именно НДС не дает малым и средним предприятиям (МСП) максимально кооперироваться вокруг крупного бизнеса. Потому что из-за НДС крупному бизнесу невыгодно что-то у них покупать или получать какие-либо услуги. Мы давно просим отменить этот налог и принять простой и прозрачный налог с продаж, как это было в 1990-е. Но воз и ныне там.

— Вы говорите о кооперации с МСП. А в чем здесь выгода для крупного производителя?

— В более выигрышном положении сегодня оказывается то предприятие, рядом с которым располагается крохотное производство с персоналом в пару-тройку человек, выпускающее… ну, скажем, гайки. Чтобы удержаться на плаву, его специалисты постоянно учатся и совершенствуют свою продукцию. То есть повышают ее качество и при этом держат разумную цену. Соответственно, крупное предприятие заинтересовано в сотрудничестве с ними. Если же оно попытается само выпускать эти гайки, их себестоимость увеличится многократно и выпуск станет нерентабельным.

Далее — у нас очень большая нагрузка на фонд оплаты труда. 48 процентов от начисленной работнику суммы мы отдаем в виде НДФЛ и различных страховых взносов. То есть, если я заплатил своему специалисту 30 тысяч, до него дойдет чуть больше 15 тысяч рублей.

О кадрах. Ни в Башкирии, ни в ближайших регионах нет ссузов и вузов, где давали бы знания по обработке полимеров. Многие десятилетия наших студентов учили, как добывать нефть или изготавливать из нее продукцию первого передела: бензин, дизель, мазут… Профессионалов, разбирающихся в более глубокой переработке углеводородного сырья, у нас не готовили никогда.

Говорить о доступных кредитах сейчас и вовсе не приходится. Единственный инструмент, который действительно работает, — это Фонд развития промышленности. Недавно благодаря ему мы смогли получить недорогой инвестиционный заем для приобретения пресс-форм. Но услугами этого фонда по ряду причин могут воспользоваться немногие предприятия. А других возможностей получить дешевые кредиты у бизнес-сообщества практически нет.

В моем понимании, в любом рыночном государстве существует некое противостояние между финансистами и экономистами. Для первых деньги важно сохранить, а вторые думают о том, куда их вложить и как приумножить. Если удастся добиться баланса между этими группами, можно рассчитывать на движение вперед. Но у нас пока побеждают финансисты.

И еще. Прошел месяц, как страна живет в новых рыночных реалиях. И сейчас как никогда нужна четкая государственная программа по развитию каждого сегмента экономики. Нужны не лозунги, а детальный план: что делать, какими механизмами пользоваться, куда двигаться дальше. Мы, производители, этого очень ждем.

Кстати

В Башкирии Фонд развития промышленности направил на поддержку перспективных проектов более 30 миллиардов рублей

С 2017 года Фонд развития промышленности Башкортостана поддержал 87 отраслевых инициатив, при этом общий объем инвестиций за этот период превысил 30 миллиардов рублей.
Только в прошлом году через ФРП прошло 36 инвестпроектов на общую сумму 9,4 миллиарда рублей. Ожидается, что это позволит создать около 1,2 тысячи новых рабочих мест. По словам руководителя Фонда Анвера Каримова, займы, предоставляемые предприятиям региона на льготных условиях, в значительной мере способствуют дальнейшему привлечению дополнительных средств в экономику. При этом при выделении средств тщательно проверяется эффективность проектов получателей, а в дальнейшем на всех этапах ведется детальный контроль. Как результат, по итогам прошлого года ФРП Башкирии занял пятое место в общероссийском зачете.

В нынешнем году Фонд выделил средства еще на четыре инвестпроекта. Одним из них стал проект ЗПИ «Альтернатива» по производству высокотехнологичных пластмассовых изделий для отдыха и туризма, изделий для сервировки стола из отечественного сырья в рамках стратегии импортозамещения.

– На эти цели будет направлено около 200 миллионов рублей, – говорит генеральный директор предприятия Раиль Фахретдинов. – Половина из них собственные средства, половина – займы от Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда развития промышленности Республики Башкортостан. Эти деньги будут направлены на покупку пресс-форм для производства вышеназванных групп изделий. В настоящее время заключаются контракты, ожидается, что оборудование поступит на завод во второй половине нынешнего года.

Кроме того, согласно решению российского минпромторга Башкирия вошла в число регионов, где будут внедряться новые подходы по развитию кластеров. В этом направлении в регионе акцент будет делаться на таких отраслях, как мебельное, авиационное и машиностроительное производство, а также выпуск промышленной электроники.

г. Октябрьский.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ
Читайте нас: