Все новости
Экономика
3 Октября 2021, 09:15

Медовое сердце России

Ровно через год Башкортостан примет всемирный форум пчеловодов

Медовое сердце России
Медовое сердце России

Вполне естественно, что прошедший в Уфе онлайн-симпозиум «Глобальные тренды развития пчеловодства» был воспринят организаторами как генеральная репетиция к «Апимондии». На нем обсуждались проблемы, которые волнуют всех пчеловодов мира, говорили о научных достижениях, шел активный обмен мнениями относительно стратегии развития отрасли.

«И я там был, мёд-пиво пил»

Мероприятие привлекло внимание всего пчеловодческого сообщества, да и все по-настоящему соскучились по общению с коллегами.

— Распространение коронавирусной инфекции имело тяжелые последствия как для общества, так и для отраслей экономики, — сказал генеральный секретарь Международной федерации пчеловодческих ассоциаций Риккардо Джаннони-Себастианини. — С началом пандемии большая часть обычных мероприятий была либо приостановлена, либо подверглась значительным изменениям. Так, пчеловоды не могли посещать другие страны и обмениваться опытом, много иностранных работников не смогли прибыть к работодателям из-за закрытых границ.

Времена меняются, но роль пчеловодства для экономики только возрастает, отметил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев. По его словам, производство меда в прошлом году в России сохранило положительную динамику и увеличилось на 4,4%, до 66 тысяч тонн. А глава нашего региона Радий Хабиров подчеркнул, что Башкортостан всегда славился своим медом, пчеловодство — это традиционный промысел башкир, имеющий тысячелетнюю историю, и он сейчас бережно поддерживается в виде бортничества.

— Башкортостан не зря называют медовым сердцем России, многие годы республика занимает одно из ведущих мест среди российских регионов по производству товарного меда, количеству пчелиных семей, переработке продукции пчеловодства, научно-исследовательским разработкам. Продолжая эти славные традиции, современные поколения пчеловодов смогли сделать башкирский мед всемирно известным брендом, — сказал Радий Хабиров.

Башкортостан ежегодно производит около 10 — 12 тысяч тонн этого продукта, в том числе в среднем 6 тысяч тонн товарного, по этому показателю мы являемся лидерами в России. В этом году, по оценке вице-премьера Ильшата Фазрахманова, производство товарного меда составит около 7 тысяч тонн, значит, тысячу тонн нужно будет реализовать за пределами региона или страны. А экспорт меда — это уже совсем иные компетенции, которые можно развить на таких мероприятиях, считает министр сельского хозяйства региона.

Все познается в сравнении. По данным Башкирского филиала Центра агроаналитики, в 2020 году Башкирия экспортировала 47,5 тонны меда на 195 тысяч долларов (в 2019 году — 17,6 тонны на 87,5 тысячи долларов). Это составило 1,6% объема и 3,7% — стоимости общего экспорта меда в 2020 году. В свою очередь Россия в год экспортирует лишь около 2 — 3 тысяч тонн меда. В то же время Китай в 2020 году продал за рубеж около 130 тысяч тонн, Украина — 80 тысяч. Это значит, что мы и производим меда не очень много, и экспортный потенциал не используется, нужно активно учиться этому.

Пчела — индикатор экологии

Слушая на симпозиуме ведущих ученых, понимаешь, что проблемы у пчеловодов всего мира одни и те же. Как же тут не согласиться с Норбертом Гарсия из Аргентины, который заявил, что в настоящее время пчеловодству наносится самый большой в истории ущерб. Как известно, пчела — индикатор экологии. Загрязнение окружающей среды, применение пестицидов в сельском хозяйстве отражается прежде всего на них, массовая гибель этих неутомимых тружеников становится обыденным явлением.

Ученые разных стран с болью в сердце говорили о резком уменьшении количества медоносных растений вследствие глобального изменения климата. Повышение среднегодовой температуры — уже данность, с которой человечеству предстоит жить и приспосабливаться к новым условиям.

Известный американский ученый-практик Ренди Оливер, у которого насчитывается около 1500 пчелосемей, подробно рассказал о своем методе борьбы с клещом варроа.

После того как лет двадцать назад клещи полностью погубили всех его пчел, Оливер стал изучать методы борьбы с ними и теперь считается одним из самых авторитетных экспертов в этой области. Он подчеркивает, что сейчас у него больше времени для исследований, потому что пчеловодством стали заниматься двое его сыновей. Интересно, у нас многие 50 — 60 пчелосемей считают запредельным количеством, а в США, Канаде и две, и пять тысяч — обычное явление. Не секрет, что методы работы подавляющего большинства российских пчеловодов десятилетиями не меняются. Налицо различие ценностей и подхода к организации хозяйства. На домашней пасеке, которая насчитывает 10 — 50 ульев, внимание уделяется каждой пчелиной семье и каждому улью. У нас по традиции пасечнику важен скорее процесс, чем результат. На промышленной же, где насчитывается более 500 пчелосемей, акцент делается на увеличение прибыли без потери качества продукта, поэтому главная цель производства — нарастить объем. К сожалению, таких пчеловодов в республике можно пересчитать по пальцам. По мнению эксперта из Екатеринбурга Юлии Лязгиной, в торговых сетях треть всего представленного меда — это фальсификат. К такому выводу группа ученых пришла, исследовав образцы продукции в супермаркетах, на мини-рынках. У нас законодательно не введен термин «медовый продукт». В нормативных документах (ГОСТ) нет четких критериев, позволяющих сделать вывод о фальсификации меда сахаросодержащими сиропами. Нет и официальных методик определения фальсификата.

Директор Межрегионального центра по защите и продвижению продукции пчеловодства РБ «Алтын Солок» Марат Хасанов отметил в своем выступлении, что проблемы метизации и гибели пчел являются одними из основных в отрасли. Продолжающийся завоз нерайонированных южных пород пчел ведет к неконтролируемой гибридизации и безвозвратной утере ценных породных и хозяйственно полезных признаков местной популяции, в первую очередь — зимостойкости. Положение можно спасти созданием центров воспроизводства чистопородных пчелосемей, они будут основой племенного генофонда. Такая работа в нашей республике успешно ведется.

Пчеловод с Камчатки Павел Снегур с гордостью рассказал участникам симпозиума, что на полуострове работают 60 пчеловодов и содержат они около тысячи пчелосемей. К примеру, в нашей республике насчитывается около 324 тысяч пчелосемей, а, по расчетам ученых, медоносная кормовая база позволяет иметь более 800 тысяч пчелосемей. На долю республики приходится около 35 процентов липовых лесов России. Нам бы еще научиться использовать этот божий дар!

Башкортостан имеет удивительные природные и экономические условия для развития пчеловодства, располагает для этого огромной кормовой базой, естественными и сельскохозяйственными медоносными угодьями. Проведение в 2022 году в Уфе Международного конгресса «Апимондия», успешно завершенный симпозиум «Глобальные тренды развития пчеловодства», безусловно, будут способствовать укреплению позиции республики как развитого пчеловодческого региона и приведут к научному, техническому и экономическому развитию отрасли.

Автор:Марат АМИНЕВ
Читайте нас: