Власти собираются пересмотреть стратегию развития лесного комплекса. К примеру, возвращается государственная лесная охрана. Об этом сообщила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко на совещании, посвященном развитию лесного комплекса. А премьер-министр Михаил Мишустин заявил: «Отрасль пора вернуть в легальное поле».
В сфере лесопользования нормативно-правовые вопросы регулируются Лесным кодексом. Его новая редакция, принятая в 2006 году, многократно подвергалась резкой критике со стороны экспертов и специалистов за то, что переложила все лесохозяйственные и противопожарные функции на регионы и арендаторов. У регионов же нет средств, а у арендаторов — желания заниматься этой деятельностью. Была разрушена существовавшая до того система, лесхозы практически перестали существовать.
Приведем лишь один факт: из 83 тысяч сотрудников Гослесохраны было оставлено 680 лесных инспекторов. Видимо, полукриминальный бизнес «черных лесорубов», нещадно вырубающих тайгу, а также полыхающие из года в год на миллионах гектаров пожары заставили федеральные власти задуматься. Настало время вернуть в лес хозяина. Ведь надежды на арендаторов-инвесторов не оправдались, глубокая переработка древесины до сих пор не приоритет их деятельности. Пока мы можем «гордиться» лишь тем, что Россия — лидер по экспорту круглого леса (15 процентов мирового рынка).
Чёрных лесорубов видно из космоса
Для Башкирии проблемы лесной отрасли имеют особое значение. Около 40 процентов территории республики покрыто лесами. Как же мы распоряжаемся этим богатством? В прошлом году в Караидельском районе состоялся лесной форум, где открыто обсуждали накопившиеся проблемы. Какие изменения произошли с тех пор? Их немало, но начнем с использования новых технологий. В 2019 году дистанционным космическим мониторингом было охвачено семь лесничеств на общей площади 1,5 млн гектаров — почти 30 процентов башкирских лесов.
— Эффект от космомониторинга есть — из 98 случаев незаконной вырубки, обнаруженных системой, 79 подтвердились, — отметил министр лесного хозяйства Марат Шарафутдинов на коллегии ведомства. — В этом году мониторим уже 10 лесничеств на площади 2,1 млн гектаров (почти 40 процентов).
Минлесхоз региона самостоятельно определяет территорию наблюдения, выбирая участки с наиболее интенсивной лесозаготовкой и районы с криминогенной, с точки зрения незаконной вырубки, обстановкой. В результате количество таких вырубок за год уменьшилось на четверть.
Наша газета уже писала, что с помощью космического мониторинга лесов было установлено даже количество всех деревьев на Земле — около 3,5 триллиона. Вот до чего дошел прогресс! Сейчас через смартфон можно проверить, законно ли рубят лес.
В последнее время активно закупается новая техника, что не наблюдалось добрых два десятка лет. При поддержке правительства РБ и в соответствии со стратегией развития лесопромышленного комплекса на выделенные средства — это 320 млн рублей за прошлый год — приобретено 58 единиц лесовозной и лесозаготовительной техники, а также 98 единиц оборудования. В башкирских лесах появились харвестеры-форвардеры — лесные «комбайны», которые легко заменяют полсотни лесников с бензопилами. В результате обновления техники увеличиваются производство, поступления от лесного фонда.
В 2019 году в консолидированный бюджет РФ и РБ направлено около 580 млн рублей (532 млн рублей в 2018 году). Из них 76 процентов приходится на продажу древесины, 13 — это рекреационная деятельность — организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. По оценке экспертов, лесному ведомству в ближайшие годы вполне по силам существенно увеличить поступления. Ведь доля лесной промышленности в общей структуре экономики Башкортостана составляет один-два процента. Это мизерная сумма для нашего края.
Что касается заготовки древесины, ежегодный максимально допустимый объем рубки также увеличился на 700 тыс. кубометров, расчетная лесосека достигла 10,3 млн кубометров. Увеличение связано с проведением лесоустройства в 2019 году в Караидельском и Туймазинском лесничествах. Расчетная лесосека в прошлом году освоена на 28,7 процента от допустимого объема рубки (в 2018 году — 30,5 процента). Если учитывать, что в наших лесах с каждым годом увеличивается количество перестойных деревьев, то необходимо в разы увеличить заготовку и вывоз древесины.
Кто же вырубает наш лес? Половина объема заготовки приходится на арендаторов, четверть отпускается населению, 15 процентов приходится на долю предпринимателей, выигравших тендер на аукционах. Печально, но факт: несмотря на то, что у арендаторов в пользовании находится треть расчетной лесосеки — 3,3 млн кубометров, осваивается ими даже не половина, а 45 процентов, и то в основном ценная хвойная древесина. Министерство лесного хозяйства в прошлом году расторгло 24 договора с недобросовестными арендаторами, но осталось еще много работы по вовлечению лесов в хозяйственный оборот.
На лесном форуме в Караидельском районе было сказано, что одной из наболевших проблем являются длинные очереди на древесину для строительства жилья, кто-то ждет и по семь-восемь лет. Спустя год ситуация особо не изменилась. В Зауралье, где самые большие очереди, гражданам нужны хвойные породы, но огромные лесные массивы в основном находятся в руках арендаторов, которые расстаются с этими участками очень неохотно. В прошлом году населению предоставили 721 тыс. кубометров, 45 процентов из которых — для строительства жилья. Министр Марат Шарафутдинов считает, что эта цифра будет увеличиваться в связи с принятием решения на уровне правительства РФ о введении с нынешнего года сельской ипотеки.
Вырубил одно дерево — посади другое
Башкортостан — лидер в Приволжском федеральном округе по посадке леса. В 2019 году лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 14,9 тыс. гектаров — это 110 процентов к плану, в том числе искусственное лесовосстановление — на площади 7,3 тыс. гектаров. Главный упор делается теперь на приживаемость. Учитывая сложившуюся ситуацию, в этом году лесхозам увеличили финансирование по госзаданиям на уход за лесными культурами в 3,5 раза.
По федеральному проекту «Сохранение лесов» поставлена задача — к 2024 году должны восстанавливать каждый вырубленный гектар леса. Пока же вырубается больше. На прошедшем на днях съезде пчеловодов республики практически каждый выступающий с болью говорил о варварском уничтожении липы. Для производства завода «Кроношпан» необходимо большое количество сырья, которого в наших перестойных лесах хватает. Но лесозаготовителям выгодна сплошная рубка, вот и идет под топор основной медонос региона. На съезде пчеловоды с цифрами в руках доказывали: любая деловая древесина после глубокой переработки даст не более 25 тыс. рублей дохода, а от одной липы на протяжении полусотни лет можно получить меда на сумму около 700 тыс. рублей! Не будет ее, не станет нашего бренда — башкирского меда.
Вот поле деятельности для депутатов Государственной Думы РФ от республики, активных общественников. Ведь известно, что половина всей липы страны произрастает на территории Башкортостана, это наше национальное достояние, которое нужно беречь всеми доступными средствами. Но практически весь лес относится к федеральной собственности, представители других регионов вряд ли до конца понимают эту проблему. Пчеловоды надеются, что новый Лесной кодекс даст больше полномочий регионам, а республиканским властям удастся найти такие решения, которые удовлетворят и лесопромышленников, и пчеловодов, и экологов.
Последние год-два в лесном хозяйстве происходит много позитивных изменений: реально заработали федеральные проекты, закупается новая техника, а региональное лесное ведомство по многим основным показателям в числе лидеров в ПФО. Но проблем тоже предостаточно. Многие из них можно будет решить, когда в лес вернется хозяин, вооруженный современными технологиями и наделенный достаточными полномочиями. И тогда хотя бы частью своего леса мы сможем распоряжаться сами.