Все новости
Экономика
17 Марта 2020, 09:25

Слабый рубль. Дешёвая нефть. Коронавирус

Сенсационный прогноз кризиса сбылся? Эксперты «РБ» говорят о том, что сегодня волнует общество

Рассуждения на тему минувшего «черного понедельника» вполне заслуживали рубрики «Возвращаясь к напечатанному». И вот почему. В номере за 3 декабря прошлого года «РБ» опубликовала интервью «На длинных и коротких волнах экономики» с нашим экспертом кандидатом экономических наук Игорем Гладких. Уфимец уже несколько лет живет и трудится в Москве. Он сторонник теории цикличности экономики. Удостоился за свои работы редкой награды — медали имени Н. Кондратьева. В том интервью Гладких выдал сенсационный прогноз, который как будто бы остался незамеченным. Думаю, кому надо, заметили, да не поверили. Привожу фрагмент из публикации дословно: «Согласно результатам интегральной модели длинных волн, мы ожидаем наступление глобального кризиса в 2020 году. Наши расчеты подтверждаются и среднесрочными циклами французского статистика Клемана Жюгляра продолжительностью 7 — 12 лет. Уже были кризисы в 1998 — 2008 годах, есть признаки предстоящего в 2019 — 2021-м». Далее он приводит сугубо экономические индикаторы предстоящих событий.
Еще совсем недавно на коллегии минпрома республики аплодировали сообщению о том, что индекс промышленного производства в Башкирии составил 104,2 процента против среднероссийского 102,4. Объем инвестиций в основной капитал в промышленности республики за девять месяцев минувшего года превысил показатель 2018-го на 19,3 процента. А спустя десять дней началось неожиданное глобальное падение на мировых рынках. Аналитики, судя по выступлениям в СМИ, растеряны и уходят от прогнозов.
«РБ» вновь обратилась за комментарием к Игорю Гладких. Вот что он ответил.
— За прошедшие с момента публикации три месяца ситуация в мире только усугубилась: темпы роста мировой экономики продолжили свое падение, снизились объемы продаж товаров длительного пользования, доходность государственных облигаций США снизилась до 0,5 — 0,85 процента.
Проявились первые «черные лебеди» предстоящего кризиса (так называют труднопрогнозируемые и редкие события, имеющие значительные последствия в экономике). Это, в первую очередь, вспышка эпидемии коронавируса в Китае — болезнь начала распространяться уже по всему миру. Эпидемия вызвала снижение совокупного мирового спроса, так как сводный индекс активности в промышленности и сфере услуг Китая в феврале снизился почти в два раза по сравнению с уровнем января (с 53 пунктов до 28,9 пункта). Во-вторых, это разрыв сделки ОПЕК+ со стороны Саудовской Аравии и России (соглашение о снижении добычи нефти действовало три года, до 1 апреля 2020-го). Выход из сделки указанных стран привел 9 марта («черный понедельник»), к сильнейшему с 1991 года падению цен на нефть, практически на 30 процентов. Начинает складываться ситуация, схожая с 80-ми годами XX века, когда с 1979 по 1981 год потребление нефти в США, Европе и Японии снизилось на 13 процентов, что привело к последовательному шестилетнему падению цен. К 1986 году цены на нефть понизились на 46 процентов. Этот период низких цен привел, к сожалению, к распаду большого государства СССР.
По мнению эксперта Боба Макнэлли, сейчас на рынке сложилась редкая комбинация факторов, которая последний раз была зафиксирована в годы Великой депрессии, когда нефть стоила 65 центов за баррель. Это повышение предложения нефти (рост нефтедобычи со стороны США), снижение спроса (уменьшение потребления нефтепродуктов) и отсутствие на рынке «стабилизирующего производителя»: нефтедобыча в США велась множеством мелких компаний, отсутствовал государственный контроль.
Все это говорит сегодня о предстоящем длительном периоде низких цен на нефть в диапазоне от 20 до 35 долларов за баррель. Это окажет влияние на российский бюджет и ослабит российскую валюту, возможно, до 85 — 90 рублей за доллар США, как отмечают отдельные эксперты. Министр финансов Антон Силуанов уже гарантировал выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, несмотря на обрушение цен на нефть и падение курса рубля. Однако возникают опасения по выполнению национальных проектов и решению задач развития России.
В ближайшие месяцы ослабление рубля приведет к росту цен на определенные группы товаров, в первую очередь импортные или российские с импортными комплектующими. Можно говорить об автомобилях, электронике, технике, гаджетах, лекарствах и прочих промышленных товарах. Если ослабление рубля не будет остановлено, то Банк России будет вынужден поднимать ключевую ставку, что остановит подъем ипотечного кредитования в стране.
В китайской культуре термин «кризис» обозначается двумя иероглифами: первый — это проблемы, второй — новые возможности.
Перед вступлением в третью волну своего развития, в основе которой новые факторы экономического роста — информация и знания, нашей республике придется преодолеть наступающий глобальный кризис. Введение европейских санкций 2014 года уже вызвало усиление позиций нашего сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Сейчас надо работать над развитием таких традиционных отраслей производства, как нефтехимия и промышленность с учетом 4 и 5 технологических укладов экономики. Необходимо развивать новые сектора экономики, отвечать современным вызовам. Республике нужен качественный рывок.
Для преодоления глобального кризиса 2020 года требуется изменить структуру экономики Башкортостана. В основе наших предложений — комплексный план действий, в котором выделены три компонента развития: образовательный, институциональный и научный. Если начинать планомерно заниматься работой в области научно-технологического развития, то первые результаты будут получены достаточно быстро, что позволит республике выйти в лидеры социально-экономического развития среди других регионов России.

Мы не виноваты, он сам пришёл

«Государство — это торгово-промышленная площадь (в нашем российском случае — нефтегазоносная провинция), местами сданная в аренду человеческому капиталу в целях его воспроизводства».

Народная мудрость.

Алексей НИКОЛАЕВ, предприниматель

Ведущие экономисты говорят: это ненадолго, месяцев на восемь. За это время, по Ходже Насреддину, или Шах (Саудовская Аравия и США), или ишак (малый бизнес в России) сдохнет. Скорее всего, второе. Главное — выйти в кэш и пересидеть это смутное время.Только человеческий капитал у нас какой-то разный, английский язык знают плохо, переводят на русский по-разному.
У особо продвинутых кэш — доллары, евро, у остальных — картошечка, макарошки. У нас бензин и так был самый дешевый (в евро) в Европе, а теперь станет еще дешевле. Так тонко рассчитали: падение цен на нефть, падение рубля и коронавирус — два в одном. Правительство говорит, что такой вариант пре­дусматривался. Теперь будем ждать повышения уровня благосостояния народа. Коронавируса в Башкортостане, слава Всевышнему, нет. А если...
Руководство республики, уже без шуток, принимает меры. Одна из них — обеспечение населения масками. Я уверен — обеспечат всех нуждающихся. Беспокоит вопрос: куда попадут использованные маски? Естественно, на контейнерные площадки. При существующих конструкциях площадок все эти предметы личной гигиены при ветреной погоде будут разлетаться по двору. У нас и без коронавируса всяких туберкулезов и гепатитов достаточно. Может, заранее предусмотреть площадки, защищенные от ветра и осадков, малогабаритные, удобные для жителей? На выставке на ВДНХ я видел такие, производитель наш, уфимский.

Забыли о трёх китах экономики

Мидхат ХАСАНОВ, заслуженный строитель РФ, общественный деятель
События последних дней на финансовых рынках вернули нас к извечному вопросу: как поднять отечественную экономику? Пять-шесть лет назад после зарубежных санкций остро встал вопрос об импортозамещении. Мы дружно взялись за него, и что-то стало получаться: начали производить свои станки, оборудование, материалы. Оказалось, что можем. Закрутилась оборонка, ожило сельское хозяйство. Года два поговорили и забыли. Но вот американцы нас опять стараются «разбудить» санкциями: давайте, ребята, может, за ум возьметесь?
Надо, как отче наш, помнить, что есть три кита — промышленное производство, сельское хозяйство и повышение производительности труда. На них держится экономика. Кто забывает прошлое, у того нет будущего. Вспомним, как после Великой Отечественной войны мы возродили из полной разрухи города, заводы, ГЭС, дороги. Откуда взяли инвестиции? Не стали же у американцев доллары просить. Выпустили облигации — народ их покупал и инвестировал таким образом в экономику. Вышли из положения. По поводу производительности труда. Да, были перегибы: стахановское движение, пятилетку — за три года и так далее. Издевались над рабочим человеком, не создавая условий. Я не сторонник таких мер. Рабочих, аграриев надо готовить, обучать на современных станках и машинах, а не на допотопных, достойно платить — поднимать престиж рабочих профессий. Деньги на покупку передовой техники есть. За обновление производства государство должно освобождать такие предприятия от налогов. Однако пока как сидели на нефтяной игле, так и сидим.
Не надо только бросаться из крайности в крайность. Мы ни от кого не зависим, имеем богатые недра, чистую воду на зависть многим, светлые мозги. Не хватает патриотизма, который возведен в ранг идеологии. Раньше воров в законе расстреливали, сейчас их назвали олигархами. Такой вот олигарх покупает зарубежный футбольный клуб, в то время когда на Родине не хватает стадионов и кортов. Как тут воспитывать патриотизм?

Кризис рукотворный

Арсен НУРИДЖАНОВ, предприниматель, доктор социологических наук
Во многом, конечно, этот кризис рукотворный. Попытка повоевать с саудитами вызвала целый каскад негативных явлений в нашей экономике. Это следствие поспешных и непродуманных решений, к которым мы, к сожалению, потихоньку начинаем привыкать. Отсутствие альтернативы в подготовке и принятии стратегических решений высшим руководством страны начинает бить по карманам рядовых граждан. Этому же способствуют негативный фон с коронавирусом и начинающаяся в связи с ним мировая рецессия. Конечно, паника усугубила падение стоимости нефтегазовых акций и курса рубля по отношению к доллару. А уж цифра в 85 рублей за доллар на утреннем графике Форекс способствовала предынфарктному состоянию сотрудников фондовых бирж страны. Надо понимать, что по-прежнему уже не будет.
Но надежда на то, что ситуация медленно начнет меняться в лучшую сторону, остается. За эти годы Центробанк научился оперативно реагировать на подобные вызовы, да и золотовалютные запасы накоплены значительные. Фонд национального благосостояния опять-таки полон рублей. Думаю, и с ОПЕК быстро договоримся. В конце концов, перестанем идти на поводу у крупных корпораций страны, научимся принимать взвешенные решения, когда дело касается экономики. Ведь если цены на импортные товары вырастут, то вряд ли пойдут вниз. И то, что в бюджете будет больше рублей, к сожалению, не сделает наших граждан богаче.
Читайте нас: