Какое место среди регионов России занимает наша республика по социальным и экономическим показателям? Почему ситуация сегодня именно такова и в каких направлениях необходимо вкладывать силы и средства, чтобы улучшить жизнь региона? Поискам ответов на эти вопросы посвящены новейшие исследования башкирских ученых, выступавших на научно-практической конференции, организованной Институтом социально-экономических исследований УФИЦ РАН.
Прошлое определяет будущее
Чтобы лучше донести до слушателей нынешнее положение и перспективы региона, доктор экономических наук, профессор Ринат Гатауллин рассмотрел экономический путь, пройденный нашей республикой за последние 100 лет. «Настоящее и будущее во многом определяется прошлым», — напомнил старую истину профессор.
Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию Башкирия встретила, будучи одним из самых отсталых регионов России. Промышленность находилась в зачаточном состоянии. На всю Уфу с населением в 100 тысяч человек приходилось девять автомобилей и четыре дома, освещавшихся электричеством.
— Для сравнения: США в то же самое время были на 100% электрифицированы, на каждую семью приходился один автомобиль, — рассказал профессор. — Можно сказать, что качественно мы тогда жили как бы в разных цивилизациях.
В последующие десятилетия пришлось наверстывать упущенное. Еще на этапе предвоенной индустриализации в республике возникла новая отрасль — нефтедобыча, а также связанные с ней нефтехимия и машиностроение. Но наиболее ударными темпами промышленность и экономика Башкирии развивались в годы Великой Отечественной войны — в республике разместилось много эвакуированных крупных предприятий различных отраслей промышленности. Каждый второй литр горючего и каждый третий двигатель изготавливались в нашей республике, только в Уфе за годы войны объем валовой продукции вырос на 440 процентов.
Благодаря заданному темпу развития к закату социализма Башкирия пришла как один из самых индустриально развитых регионов страны. Но вот парадокс: несмотря на третье место в стране по сельхозпроизводству и пятое — по производству промышленной продукции, к 90-м годам прошлого века по социальным показателям республика плелась в хвосте.
— Мы занимали 70-е место среди 73 регионов РФ по объему продаж товаров и услуг на душу населения, — уточняет Ринат Гатауллин. — По здравоохранению и образованию — 55-е место. Что касается экономики, наши основные отрасли, как видим из истории, возникли в годы войны далеко не на рыночных принципах. В результате в 90-е годы при переходе на рыночные условия конкуренцию выдержали далеко не все.
Доклад профессора не радует. По его словам, мы отстаем от соседей по множеству показателей. У нас ниже уровень производительности труда, а соответственно, и уровень доходов населения, выше смертность и ниже общая площадь жилого фонда. Наука тоже переживает не лучшие дни: число научных организаций и сотрудников в республике сокращается, передовые технологии внедряются слишком медленно. И серьезных сдвигов в сторону улучшения в последние годы не наблюдается.
— Успешность функционирования органов государственной власти во многом определяется социальными индикаторами, — подытоживает ученый. — Поэтому очевидно, что в первую очередь необходимо поднять качество и эффективность их работы, сформировать новые институты государственного управления, построенные на принципах непротиворечивости друг другу.
Выполнить столь глобальные задачи, конечно, непросто.
Если манят иные края
Статистика утверждает: в республике уже который год наблюдается отток населения в другие регионы. Куда и за какой именно лучшей долей уезжают наши люди, выяснял Азат Янгиров, директор Института стратегических исследований Академии наук РБ.
— Миграционная убыль в нашем регионе традиционно низкая, тем не менее каждый год мы теряем население целого небольшого населенного пункта, — говорит ученый. — Ежегодно выбывает примерно 50 тысяч человек, прибывает лишь около 40 тысяч.
Жители Башкортостана мигрируют в первую очередь в пять регионов страны: Москву, Санкт-Петербург, Татарстан, Челябинскую область и Ханты-Мансийский автономный округ. Чтобы выяснить, чего не хватает жителям республики и дать конкретные рекомендации по улучшению ситуации, ученые сравнили эти регионы с нашим по множеству экономических и социальных показателей.
— Как выяснилось, Башкирия уступает им почти по всем экономическим показателям, — объяснил Азат Янгиров. — Исходя из этих цифр мы выделили целевые ориентиры для республики: какие именно показатели нужно подтянуть, чтобы сдержать миграционный отток. Это рост инвестиций, увеличение зарплаты и дохода на душу населения.
Важная проблема нашего региона — образовательная миграция. Ученый называет впечатляющие цифры: всего 64% башкирских выпускников поступают в вузы республики, около 25% уезжают в другие регионы. И дело не в том, что наши вузы хуже, а в количестве бюджетных мест. Для сравнения, в РБ их доля составляет около 38%, в Оренбургской области — 45%, в Свердловской — 46%, а в Санкт-Петербурге — больше 50%. Практические рекомендации по удержанию молодежи в республике очевидны — увеличивать бюджетный набор в вузы.
Еще одна серьезная проблема региона — временная трудовая миграция. По количеству и численности вахтовых рабочих РБ занимает 3-е место в России, выезжают на работу в другие регионы в основном газовики, нефтяники, строители. Вроде бы это и неплохо: люди зарабатывают деньги, а тратят их в республике. Но, согласно исследованиям того же института АН РБ, такое количество мигрантов, долгое время живущих в непростых условиях вдали от своих семей, приводит к социальной напряженности: растет количество разводов, страдает демографическая ситуация.
В итоге ученые смогли провести анализ и выделить факторы, сильнее прочих влияющие на миграцию. Оказывается, на первом месте находится ожидаемая продолжительность жизни, а зависит она от развития системы здравоохранения в конкретном регионе, количества врачей и медучреждений на тысячу жителей. Далее следуют уровень зарплат и безработицы, доля студентов, обучающихся по программам среднего профобразования, цены на рынке жилья. Это и есть приоритетные точки приложения сил и ресурсов для предотвращения оттока населения и привлечения жителей соседних регионов.
Как помочь фермерам?
В республике, конечно, не все так плохо, как могло показаться из докладов ученых. Доклад декана экономического факультета БГАУ Расула Гусманова был оптимистичен: аграрный сектор развивается достаточно стабильно, валовая продукция растет, мы полностью обеспечиваем себя сельскохозяйственной продукцией. Налицо стойкая тенденция последних лет — снижение доли крупных сельскохозяйственных организаций и повышение роли крестьянско-фермерских хозяйств.
— В РБ есть районы, где работают только КФХ, и работают эффективно, — отметил Расул Гусманов. — Важно отметить, что рост их количества связан, главным образом, с реализацией программ по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм.
В запасе у ученых масса практических рекомендаций по развитию КФХ: выявлять резервы в муниципалитетах, активно информировать фермеров о программах и условиях господдержки, а главное, поддерживать ЛПХ, известно что около 70% фермерских хозяйств «вырастает» из личных подсобных хозяйств. Еще один важный способ поддержки фермеров — развивать сельскохозяйственную кооперацию в регионе.
У ученых есть ответы на многие вопросы и вызовы современности, но самый главный вопрос, остающийся пока без ответа, — будут ли их рекомендации восприняты и воплощены в жизнь, найдутся ли для этого резервы, средства и кадры? Впрочем, и.о. директора Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН Дамир Гайнанов не теряет оптимизма. Он уверен, что реализация так называемых майских указов президента РФ позволит создать более совершенный механизм управления, который определит личную ответственность исполнителей за конкретные задачи.