Все новости
Экономика
23 Августа 2018, 13:06

Рембрант и Айвазовский трудоустроены монтажниками

Частное предприятие в Уфе учит уважать самих себя

Идеальная чистота в цехах — железное правило на предприятии.
Идеальная чистота в цехах — железное правило на предприятии.

Это предприятие в тупике Свободы — есть в Уфе такая улица — удивляет сразу. Нет, не адресом, хотя и тут есть над чем поразмыслить. Удивляет оно своим отношением к человеку — собственным сотрудникам и тем, кто за его периметром.

Откуда берётся культура

Прямо на крыльце входящих встречает собственный «Бессмертный полк» — лица солдат Великой Отечественной с подписями «дядя начальника участка», «дедушка мастера». За поворотом налево, на чинной офисной стене произрастает древо мечтаний: судя по обилию зреющих на ветвях стикеров с самыми разными пожеланиями — от «хочу машину» до «чтобы не было войны», на урожай оно не скупится. Если же никуда не сворачивать, попадешь прямиком в столовую, которая выглядит как дорогой ресторан, а кормит за копейки, причем не только обедами, но и завтраками. Завел эти порядки Олег Аминов — президент корпорации «Уралтехнострой», заслуженный машиностроитель республики, обладатель ордена «Меценаты столетия» и еще нескольких, о чем, впрочем, он особо распространяться не любит.

Его фамилию специалисты связывают с производством оборудования для нефтяных и газовых месторождений, а все остальные — с необычной картинной галереей, развернутой прямо в стенах компании. Пока бегаешь с этажа на этаж — знакомишься с шедеврами мировой живописи, точнее, с их лазерными копиями. Каждые три месяца экспозиция меняется, специально принятая на работу гид-искусствовед готовит новую лекцию, проводит экскурсии для сотрудников, для ребят из детских домов, потом выставка передислоцируется в районную администрацию. Сам Аминов, как он уверяет, от искусства далек, но силу его оценивает правильно. Вместе с богатыми интерьерами столовой и щеголеватой чистотой цехов Рембрандт с Айвазовским помогают ему решать важную задачу — вносить в жизнь красоту.

— Я нефтяник, вдоволь помотался по месторождениям, насмотрелся на эти бытовки, столовые в вагончиках. Не такие уж это большие деньги — создать для человека нормальную обстановку, но если всюду чисто, уютно, красиво, он и сам захочет красиво жить, красиво работать, выпускать красивую продукцию. А это уже называется культура, — считает он.

За державу обидно

Из стремления «делать красиво», замешанного на взрывном аминовском темпераменте, и выросло, собственно, это предприятие. До середины 1990-х Аминов работал на Севере; когда в Нижневартовске было создано первое в России совместное с англичанами акционерное общество, занимавшееся добычей нефти, поддался на уговоры и перешел туда. Наши заводы к тому времени встали, нефтяники ринулись покупать импортное да еще и приглашать иностранных специалистов. Оборудование руководство новой компании закупило у своих партнеров-англичан. Те сняли его с платформы в Северном море, подкрасили и продали русским за 15 миллионов фунтов стерлингов. Вместе с нашими специалистами в компании работали семь англичан. Нашим не платят по полгода, англичанам — каждую неделю по 700 фунтов, что в пересчете на рубли составляло три месячные зарплаты. Наши живут в ободранном старом вагончике, и рядом — жилой городок для англичан: прачечная, столовая, холодильники забиты продуктами, даже воду им возили из Англии. Своих русских «друзей» они и на порог к себе не пускали. И что самое обидное, рассказывает Аминов, в профессиональном плане эти самые англичане в подметки не годились нашим: в своей узкой области он еще что-то знает, а сдвинься вправо-влево — тупой, как валенок.

Сам он тогда только что вернулся из Англии, приехал в расстроенных чувствах: за счет рынка бывшего СССР производство у них выросло в разы, на наших костях пляшут. Сел, разработал свой проект такой же станции принципиально на отечественных технологиях, вместо 15 миллионов английских фунтов у него получилось 700 тысяч долларов. «Да разве наши что-то могут? — отмахнулись, едва взглянув на проект, свои же друзья-приятели, возглавлявшие компанию. — Нужна тебе головная боль, пробуй сам, а нас уволь».

— Просто бесит такое отношение к самим себе! — поводов обижаться «за державу» у Аминова и сегодня не стало меньше. — Мы почему-то считаем: если импортное, значит, само совершенство, хотя сами можем делать дешевле и лучше. Так ведь нет, продолжаем кланяться Западу и сами себя загоняем в рамки поставщиков сырья, не давая шанса собственному производителю.

Мы умные и красивые

О том, что в компании делают для своих работников, ходят легенды. Про столовую и картинную галерею мы уже рассказали. Есть еще свой горнолыжный комплекс на озере Кандрыкуль, куда всегда можно поехать с семьей, и конеферма в Альшеевском районе. Пятьдесят лошадей держат только потому, что не поднимается рука пустить их на мясо, зато с конца мая сотрудники предприятия пьют свежий кумыс. Праздники всем коллективом — обязательно. Походы, турпоездки, спартакиады, чтобы молодежь знала, как это проходило раньше, корпоративные пенсии, если отработал на предприятии больше 15 лет… Есть традиция раз в год обустраивать какой-нибудь родник в деревне, это дело отдано на откуп Совету молодежи, пусть приучаются Родину любить. Большая дружба завязалась у компании с Серафимовской спецшколой для трудных подростков. Предприятие покупает для нее продукты, спортивную форму, инвентарь, зная, что там подобрались люди, которые вкладывают в пацанов душу. Здесь вообще на хорошие дела не скупятся, не отмахиваются, когда просят помочь. Дешевле, конечно, обходиться без завтраков, не устраивать выставок, соглашается Аминов. Но если предприятие нормально работает, часть прибыли оно должно вкладывать в свой основной капитал, и это не что иное, как люди. «Мы же умные и красивые. Так это надо показать всем, и самим себе в первую очередь», — такой у него девиз.
Читайте нас: