Россия пока не может отказаться от импорта молока и мяса, заметил на видеоселекторном совещании премьер Дмитрий Медведев. Как в ситуации взаимных санкций удержать рост цен в разумных границах и скорыми темпами развивать собственное производство, обсуждали в резиденции в подмосковных Горках члены правительства и руководители отрасли, к которым по видеомосту присоединились главы ряда крупных аграрных регионов. Причем Дмитрий Медведев отметил, что тема для разговора появилась после его беседы с главой Башкортостана Рустэмом Хамитовым.
Эксперты подсчитали, что продовольственная безопасность будет обеспечена, если доля отечественных продуктов составит не менее 85 процентов по мясу и не менее 90 процентов по молоку. Пока же это соотношение составляет по 77 и 76 процентов соответственно.
В ожидании совещания глава Башкирии Рустэм Хамитов, вице-премьер Ильдар Тимергалин, министр сельского хозяйства республики Николай Коваленко и хозяин одного из успешных хозяйств региона Вадим Соколов занимались арифметикой.
— Сколько у вас человек работает? — поинтересовался Рустэм Хамитов у Соколова.
— Около 700 человек с привлеченными в сезон, — откликнулся тот.
— Значит, больше миллиона рублей производите в расчете на каждого работающего, — быстро подсчитал на калькуляторе глава региона. — А сколько производят на личных подворьях? В лучшем случае, чуть больше 30 тысяч на человека… Вот такая арифметика получается интересная. Кого поддерживать, когда средств на всех не хватает? В личных хозяйствах производительность труда в пять раз меньше, чем у фермеров, и в десять — чем в средних и крупных хозяйствах.
Между тем программа «500 ферм» позволила увеличить производство на восемь процентов, а продуктивность коров поднять на девять процентов. В то же время производство молока в России сократилось. И наоборот, в Башкортостане выросло на 4,5 процента.С мясной отраслью дела сложнее не только по стране, но и в регионе. Если по молоку республика покрывает собственные потребности на 105 процентов, то по мясу мы недобираем почти 30 процентов. И быстро эту проблему не решить — требуются солидные средства. Их в республике нет, а инвесторы сократили активность по сравнению с прошлым годом более чем в два раза — с шести миллиардов рублей до 2,6 миллиарда.
— С финансами очень все непросто, — подтвердил Дмитрий Медведев. — В условиях санкционного давления нам необходимо принять ряд решений, которые простимулируют развитие животноводства.
И сразу предложил одно из них — приостановить приватизацию племенных животноводческих хозяйств. Дальнейшие предложения касаются корректировки госпрограммы развития аграрного сектора до 2020 года: сделать приоритетным животноводство. Не обошел вниманием премьер и важную проблему сбыта. Ее он предложил решать за счет развития оптово-логистических баз, которые будут строиться с государственным участием. Дмитрий Медведев предложил также развивать интеграцию крестьянских хозяйств с аграрными предприятиями, признав по существу приоритет крупнотоварного сельхозпроизводства.
Рустэм Хамитов назвал цифры, которые вывел буквально перед самым совещанием: какой уклад на селе наиболее производительный. В то же время он предложил оказывать помощь тем подворьям, «из которых могут вырасти сильные фермеры, а фермеры окрепнут до средних или крупных хозяйств». Он также поддержал Дмитрия Медведева в строительстве логистических центров. Оговорившись, что «регионы осилят софинансирование лишь на 10, максимум — 20 процентов» от стоимости таких баз.
Глава региона предложил изменить и политику господдержки:
— Механизм субсидирования сельхозпредприятий сложный: товаропроизводители сначала уплачивают процентную ставку по кредитным договорам, которую в дальнейшем государство частично компенсирует. Было бы гораздо удобнее, если бы аграрии...
Полный материал читайте в печатной версии газеты или
PDF-формате.