Собственники бизнеса или, в случае с госкорпорациями, наемные управляющие способны дать адекватную оценку своей компании, даже не замечая этого. Для примера возьмем «Лукойл» последних лет: на любом снижении рынка владельцы и топ-менеджмент крупнейшей частной нефтяной компании России с нескрываемой радостью подбирают упавшие акции, складируя те на депозитных счетах до лучших времен. Потому как верят в их наступление и свой потенциал.
Угадайте, что думает о «Газпроме» и его перспективах тамошний председатель совета директоров Виктор Зубков, в феврале избавившийся от всех принадлежавших ему бумаг?
И все же повторю: обвальное падение российского фондового рынка — это скорее возможность заработать, нежели повод забиться под уютный плинтус, ведь пока спекулянты забавляются игрою в «разбуженного медведя», святая обязанность инвестора — скупка по бросовым ценам.
Единственное, порою одно с другим не трудно и спутать.
Ошибка новичка так и выглядит: покупка сильно подешевевших акций, основанная на уверенности в их скором восста- новлении («куда еще ниже-то?»), с одновременной продажей компаний, чьи котировки оста- ются на месте, будучи в твердом убеждении, что те непременно начнут догонять падающий рынок («ничего, скоро и до них очередь дойдет!»).
В действительности все ровно наоборот.
Быстрее всего дешевеют ценные бумаги эмитентов с туманными перспективами, слабым менеджментом или же огромной долговой нагрузкой, способной в случае обострения глобальных кризисов утянуть компанию в банкротство.
Не имеющие долгов, с массой долгосрочных контрактов на руках и уверенным в себе руководством выживут при любом стечении обстоятельств. А уж когда развеется туман информационной войны и на Россию вновь обратят внимание инвесторы с зарубежной пропиской, текущей цены придется ждать еще не один год.
Однако излишне думать, будто я призываю тотчас же заняться покупками, ведь помимо быстро отыгрываемых политических рисков нам грозят и экономическими санкциями. Вот здесь неплохо бы понять, насколько Западу хватит смелости в реализации своих фантазий.
Интересный факт: долги российских предприятий перед иностранными банками совокупно превышают активы, которые наиболее горячие политики «оттуда» предлагают изъять в наказание России.
Получается, нам даже не придется выдумывать ответные меры — поблагодарим и разойдемся.
Пока мы действующие члены ВТО, санкции, лишающие Россию мерседесов или шведской мебели, по правилам организации запрещены. Нет, если сильно постараются, из ВТО они нас выгонят, но тогда придет очередь благодарных отечественных производителей, с трудом выживающих из-за усилившейся конкуренции.
Через производство поднимем и накренившуюся экономику!
К слову сказать, демонстративное распечатывание Америкой стратегических запасов нефти, призванное напугать не столько нас, сколько участников нефтяного рынка, в итоге обернулось ничем: в данный момент на сырьевом рынке заменить Россию невозможно, и, видимо, участникам это известно лучше, чем администрации Обамы.
Унывать не стоит в любом случае, и, думается мне, поговорка «все, что ни делается, делается к лучшему» на этот раз верна как никогда.