Все новости
Экономика
13 Марта 2014, 17:34

Высшая арифметика Соколова: умножать, а не делить

Как захудалый колхоз стал желанным клиентом банка

И один в поле воин, если это Соколов.
И один в поле воин, если это Соколов.
Председателя СПК «Базы» Вадима Соколова застал в кабинете, подписывающим бумаги.

Их, словно блины с горячей сковородки, ловко подхватывал сосредоточенного вида мужчина средних лет и аккуратно складировал в заранее приготовленной папке.

Судя по едва уловимому выражению его лица, он был доволен. Да и Вадим Васильевич, похоже, не без вдохновения махал авторучкой.

Во всяком случае, показалось: рутинная бюрократическая процедура не вызывает у него в этот раз стойкого неприятия.
— Когда такое было, — бросает он на мгновение в мою сторону взгляд, — чтобы банкир сам в колхоз завернул и предложил выгодный для нас кредит? Не было такого. Значит, что-то меняется в нашей экономике. И мы, стало быть, в глазах таких учреждений являемся надежными клиентами. Как промышленные гиганты.

Случай, согласитесь, действительно уникальный. Ведь хлеб за брюхом не ходит. А тут наоборот. Что же стоит за этим фактом: исключение или тенденция? Попробуем разобраться.

Пока председатель ставил автографы на официальных документах, я вполне здраво рассудил, что дело он имеет с представителем «Россельхозбанка». С кем, как не с ним, руководителю СПК заключать сделку? Для этого, собственно, известная структура и создавалась. Но я ошибся. Дамир Низамов оказался управляющим Чекмагушевским филиалом Башкирского отделения ОАО «Сбербанк России». В регионе таковых четыре.
Этот — лучший по всем показателям. Достаточно сказать, возврат кредитных средств составляет здесь 100 процентов.
А существующий рейтинг обязывает быть разборчивым в связях.

— Мы в этом вопросе достаточно щепетильны и предусмотрительны, — уточняет Дамир Фанилович. — Однако сегодня банк вынужден охотиться за потенциальными клиентами, индивидуально работать с каждым заемщиком, так как в сфере кредитных услуг усиливается конкуренция. Вот почему я и приехал к Вадиму Васильевичу. Это стабильно работающее сельхозпредприятие, успешно развивающееся. Мы заинтересованы в сотрудничестве с ним.
Как, впрочем, и с другими хозяйствами района. Что говорит о том, что они рентабельные, имеют серьезную залоговую базу. Вот и стараемся предложить им более привлекательные программы.

Да, были времена, когда всю агропромовскую клиентуру в республике перетаскивали в «Россельхозбанк» насильно. По принципу общественницы из «Бриллиантовой руки»: не будут брать билеты — отключим газ. И отключали. И отлучали. И вычеркивали. Кто во что горазд.
Ущемляя права законопослушных и добросовестных заемщиков. Теперь, как я понял, «Сбербанк» пытается восстановить утраченные по прихоти бывшей олигархической верхушки связи с клиентами. «Базы» в этом списке значатся под номером один. Уж больно клиент завидный.

Судите сами. За три года в СПК построены три молочно-товарные фермы с современными доильными залами, что позволяет все молоко реализовывать исключительно высшим сортом.
Ежедневная прибавка составляет 45 тысяч. Проложено три километра дорожного полотна, сдано два моста, построен сельский клуб, благоустроено около 20 деревень. Помимо всего прочего, хозяйство содержит в населенных пунктах водопровод, внутрипоселковые проезды, на что ежегодно тратит по нескольку миллионов рублей. Кроме того, финансируется лыжная база, другие спортивные направления, оказывается регулярная помощь учреждениям образования и культуры. Понятно, слабому хозяйству подобные масштабные задачи не по плечу.

— За последнее время, — рассказывает заместитель председателя Вадим Иванов, — произошло коренное переоснащение технической базы. Более половины всего объема работ мы выполняем по современной технологии на современной мощной технике.
Однако делаем это выборочно. Почему? Даем возможность старым механизаторам доработать до пенсии. А вот в тех подразделениях, где их не хватает, внедряем новые стандарты. Без этого не обойтись.
Людей на селе с каждым годом все меньше становится. Значит, модернизация производства — насущная необходимость. Да и невозможно без нее в рыночных условиях иметь высокую доходность предприятия.

Однако «Базы» не были бы «Базами», если бы все свое переустройство сводили к железкам да скоту. За последнее время силами хозяйства сооружено два десятка жилых домов. Как для специалистов, так и для рядовых тружеников! Целая новая улица выросла.
И совсем скоро приступают к строительству новых социально значимых объектов.

Вспоминаю дела давно минувших дней, когда коллеги Соколова, завидуя сметливости учителя истории, приписывали ему художества и в полеводстве, и в животноводстве.
Постепенно эти обвинения сошли на нет. Что вполне закономерно. Не было бы на местных полях кубанских урожаев и таких же надоев, не продержалось бы хозяйство, рухнуло бы, как карточный домик.
А «Базы» продолжают развиваться, продолжают приятно удивлять всякого, кто приезжает посмотреть и поучиться у здешних крестьян.

Поучиться действительно есть чему. Взять, к примеру, вопрос заработной платы. Не секрет: именно она отпугивает молодых своей карикатурностью. И все, включая работодателей и самих работающих, свыклись с мыслью, что вдохнуть в нее признаки реалистичности невозможно.
Опыт Соколова опровергает эту лжетеорию. Знаете, сколько получают здесь доярки?
Минимум 18 — 20 тысяч рублей в месяц. У специалистов материальное вознаграждение чуть ли не в два раза выше. Достигнутый уровень благосостояния селян подтолкнул Вадима Васильевича к созданию сети магазинов СПК. Сегодня их уже восемь.

Заглянул в один из них, расположенный на центральной усадьбе. Представлено практически все. Начиная с мяса и кончая хлебобулочными изделиями, овощами, одеждой, обувью.
Приятно удивили цены. Так, первоклассная говядина предлагается по 200 рублей за кило, капуста, лук — по 15. И так далее.

— Ничего удивительного, — объяснила молодой продавец Ильгиза Гилязева. — Продукты «Базы» поставляют. Недостающее по оптовым ценам в городе закупаем. Поэтому все у нас на 10 — 15 рублей дешевле, чем у коммерсантов. И главное, качественнее: товар не залеживается, обновляется ежедневно.

Сама девушка прежде за пределами хозяйства трудилась. А как магазин открылся — сюда попросилась.

— Удобно, рядом, — говорит, — и заработок выше. Если, конечно, предугадывать желания покупателей. И им тоже удобно. В первую очередь — пожилым, пенсионерам, тем, кому уже тяжело свое хозяйство вести. Да и тем, кто хорошо работает и, соответственно, имеет высокую зарплату, уже нет смысла ковыряться на огороде и надрываться в сарае. Они так и поступают.
У нас годовой оборот 10 миллионов рублей превышает.

Вот те на! Сколько твердили, что в деревне без своего нельзя, а Соколов, и это незыблемое, казалось бы, правило опровергает.

— Да ничего я не опровергаю! — категорически возражает он. — Я предлагаю свободу выбора: либо сам держи скот, либо зарабатывай и покупай готовое. Вот в чем смысл! А в ХХI веке, конечно же, со всех точек зрения целесообразнее услугами магазина пользоваться. Как это делают во всем цивилизованном мире.

Полагаю, не все согласятся с такой точкой зрения. И по большей части те руководители, в хозяйствах которых привыкли смотреть на людей как на источник дешевой рабочей силы.
Не более того. Не случайно даже некоторые экономисты всерьез пытаются обсуждать так
называемую проблему «шаймуратиков». Хотя, что там обсуждать? Это же каменный век.
А вот зрелых и взвешенных предложений, созвучных запросам передовой экономики и подкрепленных грамотной практикой, что-то не очень слышно. Оно и неудивительно: сфера бизнеса у нас давно переместилась в управленческие структуры, где профессионализм, как таковой, не требуется, достаточно освоить два арифметических действия: деление и вычитание.

И здесь я должен сказать, почему «Базы», собственно, стали «Базами». Хорошо помню начало девяностых. Зимой заглянул к молодому избранному председателю. Он в тулупе и в валенках сидел в промороженном, неуютном кабинете и был настолько погружен в себя, что невольно напомнил вошедшего в транс новозеландского йога. Помнится, спросил Вадима Васильевича, что собирается делать?

— Пока не знаю, — тихо и откровенно признался. — Но собираюсь жить. И поднимать хозяйство. Если этого не сделаю — грош мне цена.

На всех просторах бывшего СССР раздавался хруст его хребта. Дорвавшиеся до власти мародеры разрывали державу на части, дробили ее косточки, обсасывая финансовые хрящи Отчизны, выбивая из ее сограждан, как пыль из ковра, честно заработанные накопления. Тогда и зародился метод хапка, взятого на вооружение теми, кто находился хоть при какой-нибудь должностишке, и который действует до сих пор. Суть его проста и примитивна одновременно, как строение амебы: распродать все, что можно, и скакнуть дальше.

Соколов хапать не стал. Не стал резать скот, сбывать технику и покупать в Уфе квартиры, стоившие дешевле «Жигулей». Он стучался в двери односельчан и их сердца, выгонял тех, кто не хотел и не умел работать, и, наоборот, зазывал тех, кто умел это делать и горел желанием честно трудиться. Он на обломках рухнувшего государства возрождал свое — на отдельно взятой территории. Социально ориентированное. Где экономика заточена не под дармоедов, а под конкретного работягу. Соколов всего-навсего сохранил то, что было, и развил имеющийся потенциал. Без инвесторов. Собственными мозгами.

Сегодня в магазинах СПК стоят банкоматы. У жителей — карточки. Комиссии нет. Ее на себя берет хозяйство. Согласно договорным отношениям с банком.

Вообще «Базы» теперь представляет группу компаний. Каждая из них — бывшее хозяйство. Где все было разворовано. До последнего гвоздя. Нынче там совершенно иная картина.
Например, в ООО «Байбулат» построили МТФ почти на 400 голов. Размещен там высокопродуктивный скот черно-пестрой породы. Обслуживают животных всего две доярки.
Сейчас на каждую корову имеют надой более чем 20 килограммов молока в сутки.
Ежедневно сдают по 8 тонн высококачественной продукции. Всего же «Базы» отправляет на переработку более 50 тонн молока ежедневно. Для сравнения: когда Соколов принимал колхоз, все фермы едва дотягивали до двух тонн. То есть объем производства возрос в 25 раз!

В эти дни территория фермы преображается. Ее и территорией-то назвать нельзя. У входа — многоэтажный особняк, облицованный декоративным камнем. Это контора. Завезена тротуарная плитка, разбиваются цветники, высаживаются деревья. В общем, все делается для того, чтобы обстановка радовала глаз животновода, а не угнетала его.

А у нас плачутся: денег не хватает, технологий, скота забугорного. С головой надо дружить.
Как Соколов. И совесть такую же иметь. Да ответственность перед людьми. И тогда наверняка все получится. Хотя надо признать: Соколов — товар штучный. Он не продается. И не покупается.
Ауфатт Тангатаров: «Наши коровки на уход откликаются тоннами молока».
Деньги — не самоцель

Ригат ХАЗИЕВ, первый зам. главы администрации Чекмагушевского района:
— Не ошибусь, если скажу, что СПК «Базы» является визитной карточкой района. Более того, он в решающей степени предопределил переустройство экономики в других хозяйствах. Как говорится, кто хотел учиться, тот учится. Учимся и мы. В частности, в практике своей уже не делаем упор на вчерашние показатели, тем более на показатели любой ценой.

Принимаются решения только экономически себя оправдывающие, имеющие перспективу.

Не случайно большинство коллективов, помимо «Базов», несмотря на неблагоприятные погодные условия прошлых лет, чувствуют себя уверенно. Это хозяйства «Герой», «Заря», «Алга». На подступах к полному самофинансированию находится ООО «Юлдаш».

Мы поставили задачу выйти на этот уровень всем остальным. Для чего, считаем, имеются все возможности. Главное — заниматься анализом работы, считать каждый рубль, сокращать затраты.

Летом во всех без исключения хозяйствах работают охладители. Что позволяет все молоко отправлять высшим сортом. В результате чего дополнительно получаем почти по 70 миллионов рублей.

Растущая эффективность производства позволяет повышать зарплату, строить жилье, отправлять селян на отдых. Так, в «Герое» до 40 человек ежегодно поправляют свое здоровье в санаториях и профилакториях.

Значительные средства направляются на развитие спорта. В центральной ДЮСШ, возглавляемой Радиком Шаймухаметовым, и ее филиалах занимаются 550 мальчишек
и девчонок. С ними работают 18 тренеров-преподавателей.

Район обеспечивает их зарплатой, а юных воспитанников — инвентарем. Не жалеет на это денег и Вадим Соколов. Не случайно в «Базах» подготовлены три кандидата в мастера спорта. А Александр Борисов уже двукратный абсолютный чемпион России по велоспорту на треке среди юношей.

В общем, деньги зарабатываются не ради денег, а для улучшения жизни селян. Для чего, собственно, и были сохранены все производства района.
Семья механизатора Иванова обзавелась собственным домом.
На улице Молодежной в построенных для работников хозяйства домах
подрастают будущие аграрии.
«Базы» теперь представляют группу компаний.

В ООО «Байбулат» построили МТФ почти на 400 голов. Размещен там высокопродуктивный скот черно-пестрой породы. Сейчас на каждую корову имеют надой более чем 20 килограммов молока в сутки. Ежедневно сдают по 8 тонн высококачественной продукции.

Всего же «Базы» отправляют на переработку более 50 тонн молока ежедневно.
«Базы» возрождались как социально ореинтированная территория. Здесь экономика заточена не под дармоедов, а под конкретного работягу.
Читайте нас: