Все новости
Экономика
13 Марта 2014, 17:23

Атакует мобильный спам

Как SMS-рассылки просачиваются сквозь брешь в законодательстве

Подавляющему большинству владельцев сотовых телефонов по несколько раз на дню приходят SMS-предложения с самыми различными приманками. Денег, например, занять, в такси покататься, или попросту в баню сходить. Часть абонентов относится к таким сообщениям спокойно, но многих они раздражают. А некоторых и вовсе приводят в бешенство. Народ ропщет, но разгул SMS-спама не прекращается. При этом многие не понимают, откуда спамерам известны их номера и почему молчит антимонопольная служба. Попытались разобраться в этой проблеме и мы.
Как уверяют специалисты, абсолютный лидер по количеству спам-сообщений — Санкт-Петербург. Следом идут Москва и Пермь. Уфимцам тоже достается от спамеров. «Чаще всего я получаю подобные сообщения от служб такси, — жалуется уфимский предприниматель Роман Гарипов. — По-видимому, между сотовым оператором и таксофирмами явный сговор. И финансовые интересы. Одни спам рассылают, другие деньги за это берут. Бизнес, одним словом... Вот только мне он на нервы действует».

Разобраться в ситуации оказалось довольно сложно. Практически все сотовые фирмы, куда я звонил, никакой информации не дали. В лучшем случае обещали «передать вопрос руководству». Которого почему-то никогда не оказывалось на месте. Но кое-что узнать все же удалось. Например, как наши номера оказываются в спамерских базах. Как пояснила заместитель руководителя республиканского УФАС Юлия Дудина, способов получения номеров достаточно много. Самый главный из них — терминалы оплаты.
Например, когда человек пополняет баланс своего телефона. Во многих аппаратах есть скрытая опция, в которой говорится о том,что после платежа вы согласны получать SMS-рассылку. А отказаться от опции при оплате нельзя, абонент невольно дает согласие на получение спама. Таким образом, жертвами мы становимся автоматически.

Также рассылки могут приходить по базам самих операторов. «Бывают рассылки, на которые люди дают явное согласие, — комментирует Юлия Дудина. — Например, заключая с оператором договор, обратите внимание на пункт, где говорится, что, подписывая документ, вы согласны на получение SMS-рассылок. Как правило, люди не замечают такой «мелочи», а потом возмущаются действиями сотовых провайдеров. Чтобы не попасть впросак, надо сразу же связываться с колл-центром и давать запрос на отписку от услуги. А вот если и после этого к вам продолжает приходить мобильный спам, уже можно говорить о нарушении антимонопольного законодательства».

Проще говоря, ФАС начинает пресекать действия спамеров только после того, как вы дали официальный отказ от SMS-рассылок и его проигнорировали. До этого момента сотовый оператор считается просто «проводником». Как говорят специалисты, призывать его к ответу все равно что шельмовать почту за доставку писем.

Еще одной сложностью является то, что зачастую установить спамера довольно сложно.
Как уверяют эксперты, при получении рекламы, где в качестве отправителя латиницей указан буквенный или буквенно-цифровой адрес отправителя, установить фактического распространителя — дело крайне хлопотное. Даже если оператор привлечет к поиску собственные службы безопасности и даже правоохранительные органы. Ведь данные отправители «работают» вне правового поля, без договоров с операторами мобильной связи.
Эксперты говорят, что сейчас некоторые операторы начали блокировать мобильный спам.
Но в этом случае к делу подключается ФАС, проверяя законность таких действий.

Другим способом получения номеров в «спамерские лапы» является простая генерация базы.
Это когда спамер делает рассылку по случайно созданным номерам. Кроме того, имеет место и обмен базами. Зачастую менеджеры одной компании переходят в другую, а заодно прихватывает с собой и базу рассылки.

Но самый распространенный и, главное, легальный способ — это подписка. Как пояснил нам председатель совета Общества по защите прав потребителей Вадим Балабанов, чаще всего человек сам дает согласие на получение спамерской рассылки. «Например, когда заполняет анкету для получения дисконтной карты в магазине или на сайте. Если он не хочет ненужных SMS, ему сразу надо давать заявку на отказ от этой услуги. А вообще эту проблему надо решать на законодательном уровне».
Кстати

В управлении ФАС отмечают, что жалоб о нарушении Федерального закона «О рекламе» (по части 1 статьи 18 № 38-ФЗ), касающихся поступления на номера мобильных телефонов SMS-рекламы в отсутствии согласия абонентов, стало заметно больше. В связи с этим в июне прошлого года в УФАС прошло рабочее совещание, посвященное спам-проблеме. В нем приняли участие сотовые операторы — АО «Мегафон», АО «Вымпел-Коммуникации», АО «МТС», АО «Теле2», представители ГУВД и прокуратуры.

По итогам совещания был сделан вывод, что ситуация «сложная».
Читайте нас: