Все новости
Экономика
26 Февраля 2014, 15:33

Проблемные километры на земле, воде и в небе

Впервые в республике приняты крупномасштабные транспортные проекты. Пока до 2018 года

Схема транспортного коридора с тоннелем и мостами через Белую и Уфимку
Схема транспортного коридора с тоннелем и мостами через Белую и Уфимку
Впервые в Башкортостане принята программа развития транспортной системы до 2018 года.

Цена немаленькая — 189,4 млрд рублей. Из них федеральный бюджет выделяет 27,6 млрд, республиканский — 62,6 млрд, на внебюджетные источники приходится 98,5 млрд, на бюджеты муниципальных образований — 680,6 млн рублей. То есть средств на строительство новых объектов, ремонт, руконструкцию существующих до 2018 года будут направлять вдвое больше, чем в прежние годы.

Отдельно надо заметить, что Совет по общественному контролю при президенте республики вынес ряд рекомендаций по развитию электротранспорта в Уфе, Салавате и Стерлитамаке.

Все-таки использовать возможности экологически чистого электротранспорта в полной мере мы пока не научились.
А хватит ли мускулов и мозгов?

Возникает закономерный вопрос: если средств выделяется вдвое больше, то найдутся ли у строителей и дорожников силы и техническая база освоить их? Известно, что Агентство федеральных автодорог М-5 и М-7 не смогло полностью использовать выделенные в прошлом году из российского бюджета деньги на реконструкцию и содержание своих дорог. Это ведь о чем-то говорит.

По расчетам Гостранса, трудовой и производственный потенциал достаточный. Из различных источников известно, что только в Западной Сибири трудятся вахтовым методом более 100 тысяч жителей республики, много также наших на московских стройках. Они скорее всего предпочтут работать на строительстве дорог у себя дома, рядом с семьями. На это рассчитывает и руководство Гостранса. Тем более известно, что в дорожной отрасли средняя зарплата выше, чем средняя по региону, а в рамках программы достигнет 32 тысяч рублей.
Много специалистов возвращается с олимпийских объектов в Сочи. Некоторые уже обращались по вопросу трудоустройства. В республике очень нужны дорожные специалисты.
С этого года аграрный университет приступает к подготовке инженеров такого профиля.
Еще ряд учебных заведений активизирует такие программы.

Значительную часть средств авторы программы надеются получить из внебюджетных источников. Во-первых, это крупные банки. Изъявляют желание участвовать в программе Сбербанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Европейский банк реконструкции и развития, Внешторгбанк. Они заинтересованы в долгосрочных, 20 — 30-летних кредитных договорах.
Вообще, надо сказать, участие в таких мегапроектах только повышает статус банка. Ведь эти проекты имеют высокий уровень надежности, так как внесены во все программы: федеральные и региональные.

Есть еще различные зарубежные фонды. В Уфе уже были их представители из Англии, Германии, Венгрии, Швейцарии, они внимательно изучили программу развития транспортной инфраструктуры.

Инвесторов будут отбирать после проведения торгов. По расчетам ученых, подобные крупные проекты вполне привлекательны для инвесторов в рамках частно-государственного партнерства. Строительство транспортной инфраструктуры создает вокруг себя мультипликативный эффект: например, бюджет еще ни копейки не потратил на работы по прокладке, но задействованные и создаваемые организации и предприятия уже начинают платить в бюджет налоги, появляются новые рабочие места. С вводом первых километров получают толчок к развитию близлежащие населенные пункты, придорожный сервис. В мире много примеров, когда за новую дорогу еще не рассчитались, а она уже успела себя окупить.

Мосты, тоннель и дорога до Шанхая

Тревожит судьба объекта, о котором много говорят, — транспортный коридор в створе улицы Галле, призванный соединить федеральные дороги М-5 и М-7. Он состоит из мостов через Белую и Уфимку, тоннеля. Еще должны быть два путепровода над проспектами Октября и Салавата Юлаева. Последний уже смонтирован. По программе весь коридор должен быть введен в 2018 году, однако, если судить по темпам финансирования, объект не будет сдан к сроку. Если в прошлом году на тоннель было выделено 175 млн рублей из республиканского бюджета, то в этом году планируется всего 100, а в следующем — только 70.

Однако председатель Гос-транса Ильяс Муниров спокоен. По его словам, уже заключен контракт с Внешэкономбанком на подготовку конкурсной документации. Она будет готова к июню этого года. Банк в данном случае выступает как инвестиционный консультант: проведет экономические, финансовые, юридические исследования по объекту для создания частно-государственного партнерства. Конкурс будет проходить шесть месяцев.
Таким образом выявится консорциум, который на свои деньги построит тоннель и мост через Уфимку. Проезд по ним будет платным. А по части коридора за проспектом Салавата Юлаева с путепроводом над проспектом Октября и до строящегося моста через Белую готовится проектное решение совместно с администрацией Уфы.

Строительство моста через Белую в створе улицы Интернациональной в Черниковке в сторону Алексеевки не вошло в программу, власти столицы будут планировать его строительство самостоятельно.

На трассе скоростной платной автомагистрали Санкт-Петербург — Бавлы — Кумертау — Шанхай ситуация следующая. Для 40 километров дороги проектная документация готова в полном объеме, из них 20 прошли госэкспертизу, сегодня идет выкуп земельных участков между Бавлами и Кумертау. Остальную часть проекта закончат в этом году. Отставания никакого нет, заверил Ильяс Муниров, все сроки, обозначенные в договоре с Росавтодором, выдерживаются. В Оренбургской области эта скоростная дорога тоже пока на стадии проектирования. В Казахстане близится к завершению ее строительство, казахи желают принять участие в сооружении нашего участка, что в принципе возможно. Так считают в нашем Гострансе.

«Китайцев» и грузы — на весы

Сегодня происходит, как бы подобрать подходящее слово, варварское разрушение дорог, доставшихся нам в наследство еще от советской России, под колесами современных большегрузных машин. Можно ли это как-то остановить? Большинство перевозчиков считают: можно перевозить «серые» грузы, неучтенные. Приспосабливают даже карьерные китайские тягачи. Разрушаются не только дороги, но и мосты, их в республике около 1,7 тыс., многие также построены 30 — 50 лет назад. За пользование республиканскими дорогами, говорит Муниров, перевозчики грузов налоги не платят. Сегодня есть желание: максимально переориентировать грузоперевозчиков на железную дорогу. Для этого надо во-первых, совместно с руководителями РЖД разработать приемлемую ценовую политику. Во-вторых, РЖД уже располагает своей концепцией строительства логистических центров, в первую десятку вошла и Уфа. Здесь можно легко соединить перевозки по железным и автомобильным дорогам, по воде и также по воздуху. Такой центр позволит легко и быстро перебрасывать грузы оптовыми партиями с одного вида транспорта на другой.

Уже сегодня, не имея центра, дорожные службы находят «рычаги», с помощью которых такая переброска грузов уже происходит. Наиболее эффективный — служба весового контроля. Она действует всего один год, за это время принесла в дорожный фонд республики 170 млн рублей в виде штрафов. С перегрузкой ехали более 7 тыс. машин. В этом году планируется создать еще три стационарных пункта контроля. Таким образом, весь транзитный поток автомобилей будет проходить проверку.

Электрички под сокращение не попадут

Какие изменения в рамках программы произойдут на «железке»? О ее значении говорит такая цифра — на железную дорогу приходится 28,6 процента пассажирооборота в республике. С 2008 по 2012 год количество пассажиров снизилось с 9,3 млн до 6,1 млн.
Снижение перевозок, как грузовых, так и пассажирских, произошло в ходе реорганизации РЖД, когда прекратилось перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Вагоны отдали частникам. Произошла, таким образом, демонополизация. Это и обострило проблемы.
Сейчас из республиканского бюджета ежегодно направляется 480 млн рублей на выплату субсидий, чтобы стоимость проезда в электричках была приемлемой. В Башкортостане все пригородные направления сохранены, в то время как, например, в Челябинской области, по словам работников Гостранса, сократили 56 маршрутов. Более того, у нас запустили два скоростных маршрута — до Кумертау и Кандров.

Изменений произойдет много, они полностью расписаны в программе. Среди наиболее значимых — завершение реконструкции второй очереди вокзала в Уфе со строительством гостиницы на 50 мест. Будут построены логистический центр в районе станции Уршак, вторые пути на участке Белорецк — Карламан.

Планируется за счет внебюджетных средств проложить 182-километровый участок Уфа — Благовещенск — Бирск — Янаул; обход Дема — Благовещенск; железных дорог Сибай — Бурибай — Сара, Белорецк — Учалы. Будут реконструированы многие вокзалы и построены новые, в частности, в Ассах.

Участок Уфа — Янаул — давняя мечта жителей Башкортостана. Его судьба, по словам специалистов Гостранса, будет решаться в рамках проекта скоростной дороги Москва — Екатеринбург, строительство которой пока отложено. Наш участок сегодня в стадии проектирования.

В воздухе и на воде

О планах развития авиаперевозок наша газета в конце прошлого года уже рассказала в интервью с новым руководителем международного аэропорта Уфа: там наблюдается рост перевозок пассажиров и грузов.

Куда хуже на реке. Грузооборот по сравнению с 2008 годом не рос, а пассажирооборот снизился почти втрое. Речь даже шла о закрытии судоходства на Белой.

Речной флот надо развивать, на что настоятельно указывал несколько раз президент Рустэм Хамитов. Водными артериями у нас считаются Белая, Уфимка и Павловское водохранилище. На показателях сказалось аномальное мелководье.

В программе ставится задача увеличения перевозок пассажиров и грузов. Планируется построить за счет внебюджетных источников грузовой порт в Агидели, который сможет принимать суда класса «река — море» водоизмещением до 10 тыс. тонн. «Росатом» подписал приказ о передаче республике водной глади реки Белой в районе города Агидель.

Уже восстанавливается Затонский судоремонтно-судостроительный завод. В Агидели также намечено строительство слипа для строительства барж. Ежегодно из федерального бюджета запланировано выделение по 50 млн рублей для поддержания гарантированных глубин судоходных путей на Белой. Будут реконструированы пристани и дебаркадеры по берегам Белой и Уфимки. Река будет жить.
Судьба участка Уфа — Янаул будет решаться в рамках проекта скоростной дороги Москва — Екатеринбург, строительство которой пока отложено.
Читайте нас: