Неблагоприятные погодные условия прошлого года не повлияли на финансовые результаты селян. По подсчетам регионального аграрного ведомства, агропромышленный комплекс Башкирии произвел продукции на 124,7 млрд рублей — рост на 17 процентов. Но и это не предел: министр сельского хозяйства Николай Коваленко ставит задачу в этом году довести валовый объем до 130 млрд рублей. Не последняя роль отводится фермерам региона.
Уже в прошлом году доля фермеров в производстве продукции сельского хозяйства выросла в два раза — до восьми процентов. При этом доля выручки от реализации существенно выше — 15 процентов. Возможно, это позволило главе региона Рустэму Хамитову заметить, что «малые формы хозяйствования на селе более мобильные, отзывчивые на потребности рынка». Выступая на съезде Союза сельскохозяйственных товаропроизводителей, он заметил: фермеры «на четверть улучшили финансовые показатели, крупные хозяйства такой динамикой похвастаться не могут».
Президент республики призывает крестьян обратить внимание на выращивание цветов, овощей и на садоводство. «Консервный завод в Буздяке производит хорошие повидла, соки, — заметил Рустэм Хамитов. — Но стыдно сказать, работает он на привозном сырье, потому что наши сады стоят в запустении».
Между тем в стратегии развития аграрной отрасли овощеводство и садоводство выступают как перспективные направления. Министр сельского хозяйства региона Николай Коваленко отмечает: объем валовой продукции села к 2017 году планируется довести до 160 миллиардов рублей». При этом рост этот должен произойти в физическом объеме, в ценах 2013 года.
За счет чего минсельхоз намерен увеличить отдачу аграрной отрасли региона на 28 процентов за три года? За счет технической модернизации и науки. В растениеводстве кроме традиционных культур намерены выращивать и высокодоходные крупяные, бобовые. А также будут возрождать овощеводство и картофелеводство. Республика сейчас производит всего половину от необходимого объема овощей. Остальное завозится извне.
— В этом году начнет действовать программа развития мелиорации, — говорит Николай Коваленко. — Надеемся, она даст импульс развитию овощеводства на открытом грунте.
По подсчетам министра, вложения в мелиорацию окупятся за год: полив позволит увеличить урожайность в два раза.
В кулуарах съезда его участники говорили, что многое из планируемого уже было в советское время. К примеру, и мелиорация, и призыв к фермерам объединяться в кооперативы — финансовые, сбытовые. Последнее некоторые из них сравнили с коллективизацией. Впрочем, глава Союза сельхозпроизводителей Башкортостана Зифкат Саетгалиев не проводит прямых аналогий.
— Объединение производителей — это общемировой тренд, — считает он и в качестве примера удачной кооперации приводит финскую корпорацию «Валио»: — Производители объединились, создали переработку, сами определяют ценовую стратегию, и у них нет головной боли: куда продать произведенное?
Проблему сбыта как одну из основных называют практически все крестьяне. Президент республики также остановился на ней. «Несколько лет уже говорим об оптово-распределительном торговом центре на въезде в Уфу, изучаем зарубежный опыт, но дело не движется», — упрекнул он минсельхоз.
Многие из участников съезда говорили о недостаточном количестве перерабатывающих предприятий. Это создает угрозу монополизма на рынке. К слову, в прошлом году закупщики молока из Челябинской области подняли цены сразу на четверть, региональные предприятия тоже были вынуждены следовать за ними.
В этом году республика продолжит оказывать финансовую поддержку селянам. В прошлом году общий объем господдержки составил 7,5 млрд рублей, 1,1 из которых получили фермеры. Впрочем, в реальность такой помощи верят не все. Отвечая на вопросы из зала, Рустэм Хамитов прочитал полученную записку: «Говорят о финансовой помощи, но интересно, кто ее получает: любимчики глав районных администраций. Простому фермеру ее никогда не получить». При этих словах более половины зала начала аплодировать.
— Грош цена всем нашим планам, если нет доверия у людей, — отметил президент республики. — До меня тоже доходят некоторые истории с распределением помощи на местах. Эти аплодисменты подтверждают, что они имеют место быть. Будем разбираться.
Радил МУХАМЕТДИНОВ,
профессор БАГСУ:
— Я не привык верить на слово, потому не понимаю, за счет чего собираются увеличить валовые объемы. Слова правильные и направления верные, но за год изменить положение, когда десятилетиями рушилось село — нереально. В свое время в Башкирии мелиорацией было охвачено 155 тысяч гектаров пашни, сегодня официально говорят о 20 тысячах, но я считаю, что на самом деле — не более 10 тысяч гектаров. Работать в этом направлении нужно, но на это уйдут годы и годы. А говорить о том, что сегодня приняли программу и она уже завтра даст реальную отдачу — мягко говоря, маниловщина.
В целом я не вижу пока фундаментальных предпосылок для роста сельского хозяйства. А говорить можно и о пяти миллиардах, и о десяти… На самом деле проверить эти цифры нет возможности, потому что доля личных подсобных хозяйств в этих подсчетах 55 процентов. Кто ходил по дворам и прикидывал, сколько молока надоили или мяса заготовили? Хозяйства сдают отчеты, а подворья нет. Поэтому и веры в эти цифры мало.