Все новости
Экономика
15 Января 2014, 16:02

Первый шаг к Белой

Затонский мост возводится в сложных инженерно-геологических условиях

Все старания мостостроителей пока уходят под землю — идет заливка бетона в скважины.
Все старания мостостроителей пока уходят под землю — идет заливка бетона в скважины.
Весть о том, что 13 ноября мостоотряд № 30 наконец-то после затянувшихся согласований смог приступить к строительству долгожданного и очень важного для Уфы и всей республики объекта, стала как новогодний подарок. По условиям аукциона срок для ввода отмерен в 33 месяца. Что ж, мы готовы набраться терпения.
Без эмоций о строительстве этого моста, как, впрочем, и всех предыдущих вокруг нашей столицы, писать и говорить невозможно. Ведь решения об их проектировании и сооружении всегда принимались и принимаются с явным опозданием: каждый раз это напоминает лечение запущенного зуба с огромным флюсом. Казалось бы, совсем недавно был пущен второй мост на аэропортовской магистрали, но уже сегодня они даже в паре не справляются с автомобильным движением.

Уфе — городу на полуострове — нужно много мостов! Поэтому вызывает недоумение тот факт, что второй затонский изначально спроектирован всего как трехполосный. То есть по ширине пролета он не отличается от первого. Кстати, на старом по проекту предусматривались прокладка трамвайных путей и всего две полосы для автомобилей. Трамвай, к счастью, не пошел, пропускная способность для авто увеличилась вдвое. Но тогда «на дворе» стоял 1971 год, интенсивность движения днем была, как сегодня ночью. Решит ли проблему будущий мост — большой вопрос. Говорят, что деньги нашлись только на три полосы. Как известно, денег всегда не хватает, но когда сильно хочешь, они находятся.

С фотокорреспондентом Раифом Бадыковым приехали к мостостроителям, которые бурят скважины для свай уже под вторую опору и одновременно обустраивают стройплощадку под прием металлоконструкций для сборки пролета, для бытового городка из вагончиков и стоянки техники. Отсюда, с левого берега, который имеет больше простора, развернется основное наступление на водную гладь Белой. Здесь трудятся бригады начальника участка Раиля Мулюкова. На противоположном берегу, под склоном Собачьей горы, на днях обосновались силы участка Александра Санкина.

Оба руководителя, как и большинство монтажников, опытнейшие мостостроители. Так, Санкин трудится в коллективе 47 лет, начинал еще токарем, сооружал путепроводы и мосты на железной дороге Чишмы — Белорецк, на комсомольских стройках в Набережных Челнах, на проспекте Салавата Юлаева. В районе Собачьей горы ему достался сложный участок: здесь стесненно, предстоит снести более 30 различных объектов, вынести существующие инженерные коммуникации, в которых сам черт ногу сломит.

Раиль Мулюков в отряде 30 лет, выбрал профессию, когда рядом с его родным селом в Кармаскалинском районе начали строить автомобильный мост через Белую. Там он влился в коллектив и остался. «Как-то я отдыхал в Египте, — вспоминает Раиль необычную встречу с двумя жителями страны пирамид. — Они перевели мое имя как «строитель мостов». Я был удивлен. А когда сказал им о моей профессии, то сильно удивились они».

Раиль показал готовое основание под первую опору из12 буронабивных свай, каждое глубиной более 40 метров. Несмотря на документы по инженерно-геологическим изысканиям, в которых указаны места с карстовыми пустотами, в ходе бурения скважин (а их диаметр немаленький — до полутора метров) обнаружилось, что границы подземных пустот простираются куда дальше, чем на бумаге. В грунтах, как известно, идет своя жизнь, происходит вечное движение, создаваемое глубинными потоками воды. Поэтому на объекте круглые сутки, сменяя друг друга, дежурят специалисты по технадзору от заказчика — Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений столицы. В тот день службу нес ведущий инженер Хайдар Валеев.

— Мы следим за ходом бурения скважин, заливкой бетона, проверяем его качество и количество, — рассказывает он. — Например, в фундамент первой опоры в некоторые скважины уходило свыше 110 кубов бетона, в остальные по 63 — 72 куба. Больше расчетного.

По признанию проектировщиков и изыскателей, инженерно-геологические условия в створе старого и будущего мостов относятся к сложным. Чтобы было понятнее, вернемся к понятию «сложный» чуть ниже.

Однако не только геологическое строение грунтов преподносит трудности, огорчает простых монтажников, которые работают круглосуточно на левом и правом берегах, и стиль работы в чиновничьих кабинетах. Например, только на согласование вырубки под просеку совсем неделовой древесины, чаще всего переросших тополей и кленов, специалисты Горзеленхоза потратили два месяца. Говорят, пуганая ворона куста боится. После необдуманных до конца или поспешных вырубок деревьев в черте города в прошлом году кое-кому, говорят, влетело, вот теперь и перестраховываются.
Пока стройплощадка запитана от электросетей по временной схеме. Это не дает развернуться бытовому обустройству. В частности, пока не заработала столовая, хотя ее вагончик оборудован всем необходимым. Мостостроители, труд которых организован вахтовым способом по десять дней, вынуждены готовить сами в своих спальных вагончиках. Хотя все понимают, что это издержки организационного периода. Мостостроители — народ, вообще, непривередливый, в вопросах комфорта не капризный, их отличает одно — трудолюбие.

Справка с экскурсом в прошлое

Инженерно-геологические изыскания для строительства первого моста в районе Собачьей горы были начаты еще в 1957 году. Рассматривалось несколько вариантов створа. Первый, чуть ниже по течению от существующего моста, отклонили, так как там разрез был более закарстованным, а грунты — малонадежными. Остановились на втором, где были более крепкие гипсы и ангидриды.

В 1968 году началось строительство моста. Семнадцать опор возведены на железобетонных сваях глубиной погружения от 20 до 24 метров. На правом берегу глубина свай опор № 12 — 17 составила 10 — 15 метров. Восемнадцатая, самая проблемная, была возведена на естественном основании правобережья. В 1969 году она несколько накренилась в сторону реки. Тогда приняли решение закачать бетонную смесь в основание семи опор — от 12-й до 18-й. Основание последней укрепили еще и так называемыми буро-инъекционными сваями.

Все эти тампонажные работы, возможно, как предполагают специалисты, способствовали активизации карстовых процессов. Это стараются учесть при строительстве нового моста.
Читайте нас: