Российские дороги не ругает только ленивый. Начиная с классиков (помните, про дураков и дороги?), кончая обывателями. Вот и «РБ» больше года назад решила внести лепту в это дело, разместив на своем сайте опрос: где самые плохие дороги
в республике. Конечно, мы предполагали, что отклик будет, но его масштабы,
если честно, удивили. Мало того, даже после 24 сентября, когда мы закончили опрос, читатели продолжали называть адреса. О чем это говорит? О том, что направления, которые называют дорогами, действительно находятся в плачевном состоянии.
По статистике в республике ежегодно происходит около пяти тысяч дорожно-транспортных происшествий. Каждое четвертое из них — из-за плохих дорог. Выбоины, наплывы асфальта, глубокая колея — все это приводит порой к трагическим последствиям. И даже если не пострадало здоровье, то «железный конь» начинает хромать не на шутку. Эксперты связывают появление большого количества придорожных шиномонтажек как раз с плохим качеством дорог. В настоящее время в республике нормативным требованиям, по официальной статистике, не соответствуют 76 процентов дорог регионального и межмуниципального значения и 90 процентов — местного значения. Долгие годы, целые десятилетия дорожная отрасль финансировалась недостаточно, средств хватало лишь на то, чтобы вести качественный ремонт на основных направлениях, а трассы местного значения обходились ямочным ремонтом.
При подготовке этой статьи «РБ» провела опрос автолюбителей: готовы ли они заплатить чуть больше налога, чтобы дороги стали лучше. Не претендуя на репрезентативность, доводим до вашего сведения, что подавляющее большинство опрошенных совсем не против этого. Они считают, что «убитый асфальт» заставляет больше тратиться на ремонт автомобиля, чем можно было бы заплатить налог. Их логика проста: пусть лучше меньшие деньги пойдут на то, чтобы сделать качественные дороги, чем большие — на ремонт машины, сломавшейся из-за размытого асфальта. И это в лучшем случае, ведь на дорожной колдобине можно и жизни лишиться. Есть, правда и такие, кто ни при каких условиях не согласен на повышение его ставок, однако хотят ездить по хорошим дорогам. Но они остаются в меньшинстве. Признаться, нас это удивило: видимо, плохое качество дорог совсем уж всех достало. Основным источником финансовых ресурсов для дорожной отрасли является республиканский Дорожный фонд, который формируется в основном из поступлений акцизов на нефтепродукты и транспортного налога. Так вот последнего в республике собирается крайне мало, чтобы говорить о повышении качества дорожного строительства. Сами посудите, Башкирия занимает первое место в округе по количеству транспортных средств — более 1,3 млн единиц. Арифметически каждый третий житель региона обладает техникой. Начиная с младенца и кончая дряхлым стариком. Да и по стране мы не на последних местах. Недавно информагентства распространили сведения о продажах легковушек — Башкортостан находится на шестом месте по
покупкам новых авто в стране.
В общем, с транспортом у нас дела обстоят неплохо, с дорогами — не очень. А будет еще хуже, если срочно не взяться за них. Где взять деньги? Путь один — хотя бы подтянуться по уровню ставки транспортного налога к соседям. У нас на такое количество техники собирают 1,8 млрд рублей налога. Для сравнения, в соседней Татарии при чуть меньшем количестве — 2,8 млрд рублей. В Нижегородской области почти на 400 тысяч единиц техники меньше, а транспортный налог собирается в сумме 2,7 млрд рублей; в Пермском крае почти вдвое меньше техники, а налог, как и у нас, — 1,8 млрд. Следует добавить, что в республике, в отличие от соседних регионов, ставки транспортного налога не повышались с момента их установления, то есть более десяти лет. Значит, и дороги не приводили в порядок в таком объеме, какой нужен был для такого крупного и развитого региона, как наш. С начала следующего года по стране ввели повышенную ставку транспортного налога для дорогих авто. После долгих споров такими признали машины стоимостью три миллиона рублей. Социальная справедливость в этом есть, но для наших дорог — это капля в море. Из поступавших в редакцию откликов мы узнали, что самые «убитые» дороги на селе. Значит, и средств туда надо направить больше. Но селяне находятся в особых условиях — они платят транспортный налог до двух раз меньше, чем горожане — есть понижающие коэффициенты. Кроме того, аграрные предприятия полностью освобождены от уплаты транспортного налога (кроме легковых авто), если в совокупности их доход от продажи сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. В целом льгот очень много, так что и налоги платить некому. Получается, что человек отдает, грубо говоря, три копейки, а хочет, чтобы качество дороги было на миллион. Но так не бывает.
Пятого ноября в республике приняли закон о внесении изменений по сбору транспортного налога. Так, с 1 января 2014 года повышаются ставки транспортного налога для физических лиц — владельцев одного зарегистрированного транспортного средства, двух и более зарегистрированных транспортных средств — по выбору за одно транспортное средство. В качестве ориентира выбран уровень средних ставок налога субъектов Приволжского федерального округа.
Следует отметить, что в Башкортостане по-прежнему сохранится значительный объем льгот по транспортному налогу. Льготы предоставлены для инвалидов всех категорий, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, ветеранов военной и государственной службы, ветеранов труда, «чернобыльцев». Согласно принятому закону ставки налога увеличиваются только для физических лиц, в этой связи повышение не отразится на ценах на потребительском рынке, утверждают эксперты. К тому же с начала года двадцатипроцентная льгота будет предоставляться владельцам техники, работающей на природном газе: организациям, которые ведут перевозку пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах городского, пригородного и междугородного сообщения, организациям, владеющим грузовыми автомобилями, а также физическим лицам на одно транспортное средство.
Мы приблизимся по уровню ставок налога к соседям, но все равно их не догоним. К примеру, республиканские автолюбители, имеющие автомобиль ВАЗ-2105 (64 л. с.), с 2014 года будут платить транспортный налог в сумме 640 рублей, тогда как за этот автомобиль в Пермском крае уже сегодня уплачивается 1,6 тыс. рублей налога, в Самарской области — 1 тыс. 24 рубля, в Саратовской области — 896 рублей.
По легковым автомобилям от 100 до 150 лошадиных сил включительно введена дополнительная дифференциация ставок: от 100 до 125 л. с. и от 125 до 150 л. с.
С 2014 года для автомобилей от 100 до 125 л. с. включительно налог будет рассчитан по ставке 20 рублей, для автомобилей от 125 до 150 лошадиных сил включительно — 25 рублей (в настоящее время налоговая ставка для всей категории легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л. с. составляет 15 рублей). В среднем удорожание транспортного налога по таким машинам составит по первой группе 500 — 600 рублей, по второй группе — 1200 — 1500 рублей.
Изменения коснутся:
- автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил,
- мотоциклов и мотороллеров — до 40 л. с.,
- автобусов — до 100 л. с.,
- грузовых автомобилей — до 150 л. с.,
- снегоходов и мотосаней — о 50 л. с.,
- гидроциклов — до 100 л. с.,
- катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств, а также всех других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.
Рим ГИЛЯЗЕТДИНОВ,
первый заместитель председателя госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству:
— За 11 месяцев этого года из-за плохих дорог на федеральных трассах в республике произошло 13 ДТП. А на региональных, межмуниципальных и местных дорогах — 119. Всего в этом году в регионе отремонтировали 1 тыс. км дорожного покрытия.
На следующий год территориальный заказ еще не утвердили, но могу сказать, что в начале этого года Дорожный фонд республики составлял 9 млрд рублей, а к концу вырос до 11 млрд. Это означает, что сделано больше, чем было запланировано. Думаю, что в следующем году будет отремонтировано не меньше дорог, чем в этом.