Конец лета и вся осень отметились в памяти хорошими дождями. Реки поднялись, вновь народились исчезнувшие было озерки. Все это радует. Но восстановились ли водоемы? Каковы прогнозы на весеннее половодье? На вопросы корреспондента «РБ» отвечает начальник отдела водных ресурсов по Башкортостану Владимир ГОРЯЧЕВ.
— Владимир Сергеевич, ситуация с маловодьем обеспокоила всех. Как обстоят дела сейчас?
— Маловодный период, конечно, затянулся. Он установился в 2007 году после весеннего половодья. Не были затоплены пойменные озера и речные старицы, затруднялся нерест рыб. А летние засухи привели к потере урожая. Усилились процессы зарастания и заболачивания водоемов, в некоторых участились случаи замора рыбы.
Самые низкие уровни рек за этот период наблюдались в 2010 и 2012 годах: уровень Белой у столицы снизился соответственно на 156 и 161 см от, как говорят профессионалы, нуля поста. За весь более чем 130-летний период наблюдений такой минус не фиксировался. Было остановлено судоходство и ограничено промышленное водопотребление.
— Это как-то отразилось на водоносных слоях, из которых мы берем питьевую воду?
— Мы берем воду из грунтовых вод на глубине от 30 до 70 метров. Так вот, их уровни снизились от среднемноголетних от 1 до 4 метров. Нынче в первом полугодии уровни подземных вод были равны или близки к отметкам 2012 года. После весеннего разлива уровни не снизились в сравнении с отметками 2012 года. Выпавшие с августа по октябрь осадки превысили норму от 16 до 56 процентов и дали толчок к началу подъема подземных вод. Хотя их уровень на 30 октября превысил прошлогодние отметки на 0,3 — 0,5 метра, но все же остается ниже среднемноголетних значений на 0,5 — 1,2 метра.
Это дает предпосылки для «закладки» запасов воды на весеннее половодье будущего года. Безусловно, более точные выводы мы сможем сделать традиционно в третьей декаде марта с учетом снежности зимы, глубины промерзания грунтов и ряда других факторов.
— Ведутся ли какие-либо наблюдения, которые позволяют судить об изменениях водности в Башкортостане?
— Тенденция такова, что водность пока понижается. В такой ситуации, конечно, невозможно обойтись без регулирования запасов водохранилищами.
— Вы затронули больную тему: часть населения против строительства водохранилищ, часть — за.
— Я могу говорить только на основе анализа данных по водности водохранилищ. Несмотря на то, что в стране практически не возводятся крупные водохозяйственные объекты, в Башкирии за последние годы был введен ряд гидросооружений, в том числе и масштабное Юмагузинское. До его пуска река Белая давала Стерлитамаку в летнее и осеннее маловодье всего 8 кубометров в секунду, теперь же — 40 — 50, позволив свободно вздохнуть также Салавату и Мелеузу. Для обеспечения нормальной питьевой водой Туймазов и его окрестностей возведено Туймазинское водохранилище. Аналогичную проблему Октябрьского решило строительство Ермекеевского водохранилища.
Благодаря Павловскому бесперебойно работают питьевые водозаборы столицы и ее промышленных предприятий.
Будем надеяться, что зима будет снежной, а половодье — хотя бы чуть выше нормы, и тогда русла рек самоочистятся, вода в пойменных озерах обновится.