Буквально на днях из Международного аэропорта Уфа вылетел двухмиллионный в этом году пассажир («РБ», № 227 от 26 ноября). В скором времени эта цифра может стать «смешной» — пассажиропоток способен вырасти до 3,5 миллиона. Надежды эти связаны с тройственным соглашением между правительством Башкирии, авиакомпанией «ЮТэйр» и предприятием «Гражданские самолеты Сухого». Оно подразумевает создание на базе Международного аэропорта Уфа (МАУ) центра по обслуживанию самолетов Sukhoi Superjet 100, которые будет эксплуатировать «дочка» авиакомпании — «ЮТэйр-экспресс». Напомним, что это уже второй техцентр компании в столице региона — в сентябре было подписано соглашение об открытии в Уфе центра технического обслуживания Боингов.
Глава региона Рустэм Хамитов назвал подписание документа «знаменательным для республики». Он напомнил, что Башкирия «лет десять назад потеряла своего базового авиаперевозчика и все эти годы жила надеждой обрести его вновь». «Конечно, хотелось, чтобы на борту была надпись «Уфа» или «Башкортостан», но это уже дело вкуса, — отметил он. — Главное, чтобы у нашего аэропорта был базовый перевозчик». По его мнению, остались лишь формальные процедуры, связанные с созданием технического центра, а затем «ЮТэйр-экспресс» обретет статус базового перевозчика МАУ. Гендиректор «ЮТэйра» Андрей Мартиросов не отрицал наличия таких планов.
Башкирии реализация намерений принесет немало финансовых выгод. Пока же, в отсутствие базового перевозчика, львиная доля выручки авиакомпаний, работающих с МАУ, уходит головным предприятиям, находящимся вне региона.
Республика войдет в проект авиационным ангаром, который будет передан инвестору в долгосрочную аренду под техцентр, а также выделит места для стоянки пяти воздушных судов. Инвестор надеется и на налоговые преференции для крупных инвестпроектов, которые предоставит республика.
Между тем «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) ранее заключили соглашение с «ЮТэйром» о поставке 24 воздушных судов. Шесть из них будут базироваться в Уфе, они законтрактованы и уже проплачены, отметил Андрей Мартиросов. Председатель совета директоров ГСС Михаил Погосян пояснил «РБ», что первый самолет поступит в Уфу в середине следующего года, а до его конца прибудут и остальные.
Вопрос с оплатой был затронут, видимо, не случайно, потому что подписание соглашения происходило в большом ангаре МАУ на фоне новенького Superjet 100. Как объяснили «РБ» работники компании, он играл роль «демонстрационного экспоната» и был изготовлен по заказу авиаторов Лаоса — в салоне судна надписи на английском языке дублированы лаосским. Из-за финансовых проблем азиаты не смогли оплатить контракт, и готовое уже судно было перепродано Чечне: прямо из Уфы экипаж собирался вылететь в Грозный.
Ставка авиаперевозчика на приобретение новых отечественных воздушных судов была сделана на фоне трагедии в казанском аэропорту, где разбился видавший виды Боинг: три дня назад Росавиация рекомендовала аннулировать сертификат эксплуатанта авиакомпании «Татарстан». В тот же день, когда Росавиация решала вопрос по «Татарстану», в порту Ташкента с неполадками в двигателе сел Боинг рейсом из Бангкока в Уфу. А вчера пришло сообщение об аварийной посадке самолета Bombardier в Екатеринбурге из-за отказа одного из двигателей.
Глава республики Рустэм Хамитов на пресс-конференции по итогам подписания соглашения пообещал совершить полет первым же рейсом «Сухого» из Уфы. Андрей Мартиросов в свою очередь заметил, что воздушное судно не только отвечает мировым стандартам удобства пассажиров, но и, в отличие от прежних моделей российских самолетов, почти втрое меньше потребляет горючего. Корреспонденты «РБ» осмотрели салон Superjet 100, посидели в креслах и пришли к выводу, что судно действительно выгодно отличается от всех прежних российских моделей.
Тем не менее картину подпортило сообщение информационных агентств, пришедшее буквально во время подписания соглашения в Уфе, о вынужденной посадке в аэропорту Челябинска Superjet, выполнявшего рейс из Магнитогорска в Москву. Журналисты попросили прокомментировать ситуацию Михаила Погосяна. Он заметил, что это была не аварийная посадка. «У современных воздушных судов много электроники, датчиков, — объяснил он. — Во время полета один из датчиков отказал, и экипаж для безопасности совершил посадку для выяснения причин. Мы будем разбираться в этой внештатной ситуации». Андрей Мартиросов заметил по этому поводу, что «хотя такую ситуацию нельзя назвать обычной, но они повторяются регулярно с самолетами любых производителей».
Михаил ПОГОСЯН,
президент Объединенной авиастроительной корпорации, председатель совета директоров «Гражданские самолеты Сухого»:
— Объединенную авиастроительную корпорацию и компанию «Гражданские самолеты Сухого» связывают долголетние партнерские отношения с Башкирией: Уфимское моторостроительное объединение и ряд других предприятий являются нашими ключевыми партнерами. Очень важно, что Уфа стала нашим партнером и в продвижении нашего гражданского проекта совместно с компанией «ЮТэйр». Опыт и квалификация персонала в Уфе будут важной составной частью дальнейшей работы. Уфа всегда была для нас надежным партнером. Я рад, что это партнерство расширяется.
Андрей МАРТИРОСОВ,
гендиректор авиакомпании «ЮТэйр»:
— Почему база будет в Уфе, в Башкортостане? Потому что здесь создана серьезная летная база, находятся летный коллектив и служба бортпроводников. Считаем, что здесь очень комфортные условия для развития мощного авиационного узла. Почему будет использован самолет Sukhoi Superjet 100? Меня часто спрашивают, как удалось осуществить такое давление на частную, независимую компанию, что вы купили эти самолеты? Единственное давление, которое мы на себе испытывали, — это коммерческое давление со стороны продавца авиационной техники.
То же самое, что мы испытываем от других производителей. Мы считаем, что на рынке это лучшее предложение в группе 100-местных реактивных самолетов.
Как с точки зрения экономики, так и с точки зрения характеристик самолета. Мы уверены в коммерческом успехе этого продукта. Он нам остро необходим.