Все новости
Экономика
4 Декабря 2013, 15:37

Автобусный коллапс

Перевозчики поднимают цены, потому что их слишком много

Привычная картина: подъехать к остановке практически невозможно.
Привычная картина: подъехать к остановке практически невозможно.
Уходящая осень преподнесла уфимцам не очень-то приятный сюрприз — резко подорожал проезд в автобусах. Казалось бы, конкуренция в этой сфере жесткая, автотранспорта — явный переизбыток, за каждого клиента идет борьба, и по законам рынка цены должны понижаться. А происходит наоборот — проезд только дорожает. «РБ» попыталась разобраться в ситуации, обратившись к наиболее известному перевозчику. Генеральный директор «Башавтотранса» Алексей КЛУГ охотно вызвался помочь.
От Уфы одни убытки

— Алексей Юрьевич, почему повысились цены за проезд?

— Вы считаете, 15 рублей — это дорого?

— При наших зарплатах — да.

— А вы начните с другого — цена на топливо соответствует нашим зарплатам? У нас топливо — 30 процентов в себестоимости. И если летом мы покупали его в опте по 24 — 26 тысяч рублей за тонну, то сейчас тонна стоит 36 тысяч рублей. Зимой топлива потребляется на 10 процентов больше. Стояние в пробке — еще 20 процентов вверх. И какая разница вышла? Вопрос о подорожании надо задавать топливным компаниям.

Мы подняли цену на три рубля, и это фактически первое повышение с 2008 года, когда правительство приняло ограничение — 15 рублей за наличный расчет и 10 рублей по транспортной карте. За последние пять лет мы повысили стоимость проезда единственный раз, да и то только по транспортной карте — в прошлом году он подорожал с 10 до 12 рублей. Скажу больше: сегодняшние тарифы — 18 рублей за наличный расчет и 15 рублей по карте — ниже себестоимости, она по Уфе составляет 20 рублей.

— Получается, что в столице вы работаете себе в убыток?

— Получается, да. В других городах ситуация иная. К примеру, в Нефтекамске филиал полностью прибыльный, средств хватает на закупку новой техники. А для Уфы мы не можем купить автобусы, потому что получаем убытки, которые приходится покрывать прибылью от междугородных перевозок.

— Почему так выходит?

— Чтобы перевозка окупалась, автобус должен быть заполнен минимум на 60 процентов. То есть в «НефАЗе» на 100 пассажиров должно проехать в час 60 человек. В час пик они действительно идут полные, зато в межпик — пустые.

Причина в том, что в городе переизбыток транспорта — в день на маршруты выезжает 4,5 тысячи автобусов. А требуется не более полутора тысяч, то есть в три раза меньше. Вы же сами видите, к остановке подъехать невозможно, иные водители высаживают пассажиров со второго, а то и третьего ряда.

Убрать нелегала

— Какую долю уфимских пассажиров перевозит ваше предприятие?

— В Уфе мы обслуживаем 22 социальных маршрута и два коммерческих — 226-й и 290-й, их выиграли по конкурсу. В ближайшее время запустим еще один — 207-й ДОК — Телецентр через Сипайлово. Разницы между социальными и коммерческими маршрутами для нас нет, цена на проезд одинаковая.

В день выпускаем 350 автобусов — чуть меньше 10 процентов от их общего числа в городе. Но пассажиров перевозим 20 процентов, в час пик — до 30 процентов, поскольку автобусы у нас большие.

Если взять для примера Казань, то избытка транспорта там нет. Пассажиров возят 965 автобусов большой вместимости. Новых, красивых, оформленных в едином стиле. Единственная проблема — из-за высокой наполняемости многим казанцам приходится ехать стоя, но времени на проезд они тратят меньше.

— То есть там всех частников с улиц вытеснили?

— Нет. Город провел конкурс, и потом два-три года администрация совместно с прокуратурой, МВД планомерно выходила на улицы и всех, кто ездил без договоров, убирала. И теперь там ходит ограниченное количество автобусов.

— Но ведь и у нас город проводит конкурсы…

— Да, проводит. И заключает с перевозчиками договоры. Однако половина уфимских автобусов — так называемые нелегалы, ездят без договоров.

— Почему их не отловят, как в Казани?

— Потому что у них есть федеральная лицензия. Схема примерно такая. Гражданин, имеющий некие связи, регистрирует фирму, заключает договоры с физлицами, имеющими автобусы, с аттестованным механиком и получает федеральную лицензию. После этого он как «крыша» их прикрывает, а физлица на своих автобусах ездят по маршрутам и платят ему фиксированную сумму.

— То есть формально нелегалы ничего не нарушают?

— Нарушают — республиканский закон и муниципальные положения об организации транспортного обслуживания населения. По Кодексу об административных правонарушениях республики их можно штрафовать. Однако у них хорошие юристы, и решения о штрафах суд, как правило, отменяет, в основном по формальным признакам. Коррумпированность на этом рынке очень высокая.

— Значит, порядок навести невозможно?

— Возможно, но для этого нужно большое желание. В городе действуют положения о конкурсе, о транспортном обслуживании. Нужно только каждый день выходить на улицы и контролировать ситуацию. Увы, пока борьба с нелегалами идет тяжело.

Продлить на 70 минут

— Стоимость проезда по Уфе у вас ниже, чем у других перевозчиков, и это, безусловно, привлекает пассажиров. А насколько новые у вас автобусы?

— Последний раз автобусы покупали в 2008 — 2009 годах, то есть, по сути, их пора менять. Однако, чтобы делать это каждые пять лет, нужно в себестоимость закладывать 20 процентов на амортизацию. При существующей цене на проезд мы можем закладывать только 10 процентов.

На межгороде у нас работают прекрасные автобусы: VDL Futura, Scania A380, Mercedes Turismo. Около ста новых автобусов «ПАЗ» и «КАВЗ» закуплены в этом году, они будут работать в городах.

С автобусами нам во многом помогает республика. Есть инвестиционная программа и на следующий год.

— А что скажете про ваших водителей?

— Водителей у нас 3,5 тысячи, в основном это молодежь и люди старшего возраста. Среднего, к сожалению, мало. Водителей не хватает, хотя средняя начисленная зарплата в Уфе — 30 тысяч рублей. Работают они в одну смену — рано выезжают, но и заезжают рано.

— Да, многие жалуются, что после восьми вечера социального автобуса в городе не встретишь...

— Идеальный вариант — двухсменная работа, но мы не можем себе этого позволить все из-за той же малой наполняемости по вечерам, это только увеличит убытки. Сейчас рассматриваем другой вариант — объединение усилий двух уфимских УПАП, одно из которых расположено в северной части города, а другое — в южной. Мы хотим, чтобы они работали паритетно на нескольких маршрутах — 69, 51, 57, 226, 290 и заканчивали последний рейс в своей части города. Это продлит время работы наших автобусов вечером на 70 минут.

— Что мешает это сделать при нынешней схеме?

— Пробки — из-за них мы не можем доделать оборотный рейс. Утром пик сильно растянут, и дорога в одну сторону занимает 70 минут. Вечером пик короче и плотнее, и на дорогу уходит два часа. А это значит, что вместо пяти рейсов мы успеваем сделать только четыре.

Мешает и огромное количество припаркованных вдоль дорог машин. К примеру, по улице Карла Маркса большой автобус проезжает с трудом. Если какая авария — встает навсегда. Отсюда жалобы, что мы срываем расписание.

— Кого берете в водители? Ограничения есть или достаточно проставленной в правах категории?

— Опыт работы не менее 5 лет обязателен. Но ведь проблема в чем? Когда мы водителя увольняем за постоянные нарушения, на следующий день видим его на частном автобусе. Я другим перевозчикам не раз предлагал: давайте создадим «черные» списки, не будем таких на работу принимать. Увы… А сколько у частников водителей с поддельными правами, купленными в переходе?

Потому не удивляет число ДТП с участием частных автобусов, в том числе со смертельным исходом. Вспомните случаи в Кушнаренковском, Архангельском районах, на трассе Стерлитамак — Уфа. У нас тоже бывали случаи, когда в большой автобус, не справившись с управлением, лоб в лоб влетала легковушка. Но ни один человек не пострадал, хотя переднюю часть автобуса потом, конечно, приходилось восстанавливать.

На межгороде у нас пассажиропоток растет, несмотря на то, что цены выше, чем у частников. А выше потому, что содержим автовокзалы со всей инфраструктурой, обеспечиваем безопасность, ведем предварительную продажу билетов, осуществляем перевозки регулярно, а не по наполняемости. Прошлой зимой на челябинском перешейке автобусы по двое суток из-за снегопада стояли, а мы всех своих пассажиров вывезли.

Что с кондуктора возьмёшь

— Сильно портят имидж вашей компании кондукторы. Достаточно вспомнить недавний случай с ребенком, которого кондуктор высадила на трассе Уфа — аэропорт.

— Что касается этого случая, мы свою вину полностью признали. Кондуктор так и не смогла объяснить, почему она высадила ребенка, и написала заявление по собственному желанию.

Решена и проблема с пополнением школьной карты на автостанции в аэропорту. Как выяснилось в ходе разбирательства, жалоба от жителей поселка Аэропорт на «горячую линию» поступила еще в сентябре, но профильный отдел должным образом на нее не отреагировал.

Тем не менее жители поселка признали, что нам хотя бы можно высказать претензии, а к частникам с этим обращаться бесполезно. Как бы там ни было, мы остаемся единственным перевозчиком, который выполняет все требования законодательства и старается работать качественно и которого к тому же регулярно проверяют многочисленные инстанции.

— Давайте все-таки четко скажем: имеет ли право кондуктор высадить ребенка из автобуса?

— Нет, не имеет, даже если у ребенка нет денег. Это прописано в инструкции.

— А если взрослый пассажир не платит?

— Кондуктор должен высадить его на следующей остановке.

— Не посередине? Как-то была свидетелем того, как девушку высадили на довольно длинном спуске в Сипайлово.

— Это уже издевательство конкретного кондуктора.

— А что еще они должны делать по инструкции?

— Должны поприветствовать пассажира в салоне, взять у него деньги, дать билет, пожелать доброго пути.

— Поприветствовать — это значит сказать «Здравствуйте»? Честно говоря, никогда не слышала этого слова от кондукторов.

— Не все кондукторы плохие, если честно. Есть и такие, кто нормально выполняет свои обязанности.

Злое общество

— Обследуются ли претенденты на должность кондуктора у нарколога, психолога?

— Они проходят медкомиссию, которая в том числе выясняет, не страдают ли они алкоголизмом, наркоманией. Не берем на работу и судимых, поскольку это связано с транспортной безопасностью. По-хорошему, нужно проводить и психологическое тестирование, проверять на конфликтность, устраивать тренинги.

— Почему бы не взять в штат психолога?

— Психолога взять можно, но тогда кондукторов практически не останется. Можете спросить любого бизнес-тренера: как и по закону Парето 20/80, при проверке людей на соответствие какой-либо профессии отбор проходит только каждый пятый. После обучения остается пять процентов. То есть, если ко мне пришло сто кондукторов, я должен оставить из них пять. Когда не хватает 30 процентов в штате, я этого сделать не могу. Конечно, мы их отбраковываем, но по другим признакам — к примеру, насколько быстро они считают деньги.

— И все-таки кондуктор должен знать, как выходить из конфликтных ситуаций — вдруг попадется скандальный пассажир.

— Для этого нужен двухнедельный бизнес-тренинг, который стоит немалых средств. Мы делаем это самостоятельно, но это больше чтение инструкций и сдача зачета. Основная мотивация — за зарплату в 12 — 15 тысяч рублей быть вежливым тяжело, а больше я платить им не могу опять-таки из-за цены на проезд.

По большому счету, проблема не только в кондукторах, проблема в обществе — оно почему-то стало такое злое. Ты улыбнись кондуктору, и он улыбнется в ответ, как в детском мультике. А если ему передают плохое настроение, он передает его дальше.

В идеале в каждом автобусе должны быть установлены видеокамеры, и мы обязательно их внедрим. Пока мы оборудовали звукозаписывающими устройствами кассы Южного автовокзала и выяснили, что 90 процентов жалоб на грубость кассиров не подтверждается. Практически прекратились жалобы на контролеров на междугородных автобусах, которые тоже ведут запись и об этом предупреждают.

— Вы хотите сказать, что людям не грубят, а они жалуются?

— Да. Есть такое понятие — потребительский экстремизм, и он в России очень развит.

— Какое-то время назад «Башавтотранс» проводил презентацию формы для водителей и кондукторов. Проект так и остался неосуществленным?

— Форма выливается в большие суммы. Обычно предприятие и работник платят за нее пополам, однако наши кондукторы не готовы выложить такие деньги. Поэтому единственное требование к ним — опрятный вид. Для водителей — белая рубашка, галстук, кардиган или пиджак.

— Но бейджик с фамилией кондуктор носить может?

— Не только может — должен. На самом деле бейджики у кондукторов есть, они их просто не надевают. Мы их проверяем, депремируем, но они снова их снимают.

Турникетам — нет

— А вы не рассматривали другой вариант — вообще избавиться от кондукторов, как это сделали, например, в Москве, а в автобусах установить турникеты?

— Да, в Москве стоят турникеты, и люди заходят в автобус через переднюю дверь. Но вы видели, чтобы там 20 автобусов одновременно подъезжали к остановке? Там подъезжает один большой автобус, и люди спокойно садятся в него. У нас, чтобы подъехать к остановке в час пик, нужно около десяти минут. Да еще сколько времени уйдет, чтобы посадить людей через турникет. Такой автобус до конечной остановки никогда не доедет. Дело опять упирается в порядок в городе.

— А если установить в салоне считыватели, чтобы человек подошел и сам провел свою карту?

— И сколько человек заплатит? 80 процентов не станет платить.

— Но ведь можно пустить контролеров, да и водитель может проверять на выходе, есть ли у пассажира билет.

— Знаете, сколько у меня жалоб на то, что водитель обилечивает пассажиров, выпуская через переднюю дверь? А контролеров люди вообще просят убрать.

Кроме того, на такое оборудование нужны немалые деньги — валидаторы стоят от 60 до 100 тысяч рублей на один автобус, а турникеты — еще дороже.

Дорогие школьники

— Школьная карта на месяц стоит 500 рублей, студенческая — столько же. Семьям, где два-три ребенка, это влетает в копеечку.

— Мы возим школьников и студентов за 10 рублей — в два раза дешевле, чем частник. Даже если они не используют положенное количество поездок, то экономят большую сумму.

— А пенсионеры?

— Пенсионеры обслуживаются по социальным картам. В месяц они кладут на карту 400 рублей и безлимитно ездят как в городских, так и в пригородных автобусах. Летом многие из них проезжают на 10 тысяч рублей.

Правительство компенсирует нам ограничение тарифов для льготников. Но, конечно, в пределах предусмотренных в бюджете сумм.

— Но если вам компенсируют не всю сумму, получается, что вы частично возите льготников за свой счет?

— Возим за счет прибыли, получаемой на междугородных перевозках, хотя не должны этого делать, ограничиваясь выделенными средствами.

— А если льготник положил деньги, но не ездил?

— Они сгорают. Но это не наша инициатива, так определено в законе. Многие пенсионеры зимой социальную карту не пополняют, а ездят по обычной транспортной. Если хотите знать мое мнение — я бы вообще монетизировал эти льготы.

Автобусное метро

— Уже несколько лет в Уфе ходят разговоры, чтобы пустить по центральным улицам только большие автобусы. Как вы относитесь к этому проекту?

— Положительно. Был проект автобусного метро, предполагающего движение больших сочлененных автобусов по центральным улицам от Черниковки до телецентра. Они должны были ходить по выделенным полосам с интервалом в 30 секунд. А остальные автобусы подвозили бы пассажиров к пересадочным площадкам. При этом предусматривалось ввести единый проездной, чтобы человек, пересаживаясь, не платил дважды. Однако года два назад город от этого проекта отказался.

Сейчас рассматриваются другие варианты — скоростной трамвай, метробус, канатная дорога. Понятно, что трудно решить транспортную проблему в городе, где каждый клочок застроен. Однако проект автобусного метро реально реализовать и сегодня.

Мировой опыт показывает, что улицы нельзя расширять до бесконечности. Нужно ограничивать движение личного транспорта, строить перехватывающие парковки и давать приоритет общественному транспорту. Скорость последнего должна быть не меньше 26 километров в час, а сейчас по Уфе она 15 километров, в час пик — 10. Проспект Октября пассажир должен проезжать за 10 — 15 минут, а не за час, как сейчас.

Между тем
  • В Москве одна поездка в общественном транспорте стоит от 20 до 30 рублей, в зависимости от того, на сколько поездок приобретается проездной. Единый проездной билет действует как в наземном транспорте, так и в метро.
  • Льготники ездят по социальной карте: пенсионеры — бесплатно, школьники и студенты — за 230 рублей в наземном транспорте и 350 рублей на метро.
  • Затраты на перевозку льготников компенсирует правительство Москвы.
Справка
  • ГУП «Башавтотранс» — одно из трех самых крупных автотранспортных предприятий страны.
  • В его составе 30 филиалов и 27 колонн, 19 автовокзалов и
  • 6 автостанций, учебно-курсовой комбинат (автошкола с автодромом) и трансагентство.
  • Автопарк предприятия — 3 тысячи единиц.
  • В месяц автобусы «Башавтотранса» совершают 12,4 тысячи рейсов по 878 регулярным маршрутам, перевозя 12 млн пассажиров, пятая часть которых — льготники.
Кстати

Число владельцев транспортных карт после повышения цен на проезд резко увеличилось, отметил заместитель гендиректора «Башавтотранса» по пассажирским перевозкам Сергей Паскин. Если раньше картой пользовалось около 30 процентов пассажиров, то теперь этот показатель приближается к 50 процентам. Речь идет об экономии трех рублей за каждую поездку, если человек пользуется только автобусами «Башавтотранса», и пяти рублей, если он ездил на частниках.
Читайте нас: