Все новости
Экономика
3 Декабря 2013, 16:21

Блеск и нищета мастеров народных промыслов

«Агидель» может стать Домом ремёсел — если найдутся средства

Уже на будущий год «Агидель» обещает удивить новинками.
Уже на будущий год «Агидель» обещает удивить новинками.
Предприятие «Башкирские художественные промыслы «Агидель» имеет все шансы стать еще одним брендом республики как современного региона, бережно относящегося к истории. В полном соответствии с концепцией продвижения Башкортостана, о которой на днях говорил глава региона.
Говорят, каков учитель, таков и ученик. Учителя у коллектива были мало сказать хорошие — знаменитые: в 1974 году в Уфу по приглашению приехали несколько мастеров хохломской росписи. С семьями. Да так здесь и остались. Поднаторев в искусстве росписи хохломской, здешние художники стали создавать свой неповторимый стиль на основе башкирских узоров и орнаментов. Однако свой стиль не родится на пустом месте. Прежде чем взяться за кисточки, художники поколесили по деревням, изучая национальные узоры, историю и культуру.

Начав в 1963 году с артельного ковроткачества, коллектив стал осваивать все, что входит в понятие «народные промыслы». В 1982 году, познакомившись с работой коллег из знаменитого Федоскино, занялись лаковой миниатюрой. Изюминкой «Агидели» стал малахитовый цвет расписанного дерева — имитация камня. Подобные изделия в России не выпускаются нигде.

Вещицы ручной работы — товар штучный. Потому и люди здесь, можно сказать, штучные: выпускники училищ № 155 и 64. Но тут, пожалуй, кроется одна из главных проблем предприятия: средний возраст работников — 50 лет, констатирует Нина Абдулхалыгова, начальник планово-экономического отдела. Коллектив стареет. Молодежь сюда идет неохотно: зарплата невысокая, общежития и детсада нет. Нельзя сказать, что молодых и креативных здесь не сыщешь. Но того, что было в советское время, когда «Агидель» мощно поддерживали государственные дотации, а на предприятии работало около четырех тысяч человек, сейчас нет. Процветало то же ковроткачество — надо сказать, производство убыточное. В изделиях ручной работы только на зарплату заложено 30 — 50 процентов: мастерица сидит за станком минимум неделю, чего не объяснишь покупателю, который хочет покрасивее и подешевле. Лаковая миниатюра изготавливается 45 дней. А на подготовку к обработке ильмового дерева вообще уходит семь лет. Может, поэтому сейчас мастера резьбы по ильму на «Агидели» нет.

Отсюда больной вопрос, знакомый, наверное, каждому предприятию: как сбыть свою продукцию? Товаров для украшения жилища и нарядов для себя любимого чрезвычайно много, но не у всех полон карман, чтобы приобрести качественную уникальную вещицу, а не дешевую китайскую безделушку-развалюшку. Правда, расписные ложки и тарелки идут на «ура». Так же, кстати, как и недешевые меховые шапки — от 15 тыс. рублей и жилеты от 5 до 20 тыс. Видимо, есть-таки обеспеченные люди, усвоившие, что ручная работа уникальна и неповторима. Идеальный выход — иметь постоянные заказы, считает Татьяна Матюшина, начальник художественного цеха. Они-таки перепадают, и нередко, ведь мастера «Агидели» не только уникальны, но и универсальны: рисуют портреты для частных лиц, ткут те же ковры и дорожки. Но частный заказ не гарантирует стабильную работу. Заказ на десятки изделий могут позволить себе отдельные организации, например, празднующие юбилей, или то же государство, озаботившееся, чем бы одарить прибывших на крупное мероприятие почетных гостей.

Большие надежды возлагаются на грядущие саммиты, правда, все еще пока находится в стадии задумок и пробных образцов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Таисия Беляцкая,
директор выставочного зала ассоциации «Народные художественные промыслы России» (с удовольствием примеряя шапку, изготовленную на «Агидели»):
— Когда ехала в Уфу, честно скажу, ожидала худшего. Я знакома с состоянием производства на подобных предприятиях. В чем ваше предприятие недорабатывает,
так это в умении себя представить. Продукция, выставляемая «Агиделью» на различных форумах, не создает ощущения мощного предприятия. Нужно показать изделия народных промыслов во всем разнообразии. Тем более что государство проявляет к этому большой интерес: в этом году планируется приезд на выставку «Ладья» председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая считает, что брендовые предприятия, подобные «Агидели», должны быть поддержаны на федеральном уровне.

Кроме того, надо непременно иметь связи с такими же предприятиями, а не вариться в собственном соку. Молодые сотрудники, приходя сюда из училищ и вузов,
полны идей. Но поработав два-три года, потихоньку могут скатиться к рутине. Им непременно нужно общаться друг с другом, перенимать опыт, делиться задумками.
Большое подспорье для «Агидели», конечно, это трикотажное производство — оно современно, успешно сотрудничает с известным модельером Вячеславом Зайцевым. Результат вам известен — это очень красивая коллекция школьной формы.
Полвека — это зрелый возраст, коллективу «Агидели» есть о чем говорить, что показать. Они сохранили свое лицо, и это главное.
Важен вопрос, где продавать сувениры. Немногие знают про магазин на проспекте Октября. Между тем во многих городах популярны небольшие уютные лавочки, охотно посещаемые туристами. «Такие задумки есть и у нас, — делится планами Нина Абдулхалыгова, — и город в этом поддерживает. Нам готовы выделить землю под лавочки, ларьки или юрты. Но вот ставить их мы должны за свой счет, а средств у нас на это нет. Да и окупятся они не в один день. В теплое время раскинуть ту же юрту в облегченном варианте или разложиться в ларьках, как коробейники, — это не проблема. А вот зимняя юрта — десятиметровка с войлочным пологом и накидкой сверху — обойдется в полмиллиона».

Весной на предприятии побывал президент республики и, оценив его уникальность, предложил создать на базе «Агидели» центр художественных ремесел. «Можно собрать всех талантливых людей, дать им возможность работать, создать современные мастерские», — отметил Рустэм Хамитов. Но дело пока что буксует все в той же «колдобине» — в отсутствии средств. «Рассматривалось два варианта, — объясняет
Н. Абдулхалыгова. — Или мы принимаем умельцев в свой коллектив и расширяем ассортимент — ведь у нас есть и мастера по обработке бересты, и чеканщики, например. Или принимаем под свою крышу отдельные предприятия — ООО, ЧП. Но своими средствами проект не осилим. В этом отношении остается только позавидовать Кировской области: два музея, Дом ремесел, интернет-портал — все это содержится на 22 млн рублей в год, выделяемые из областного бюджета».

Отпраздновав юбилей, «Агидель» не забывает и о своих покупателях. В цехах уже красуются расписные Деды Морозы с симпатичными внучками, деревянные снеговики и гривастые лошадки, кстати, по вполне приемлемой цене.

Справка

История «Агидели» началась с объединения в 1928 — 1929 годах немногочисленных кустарей-одиночек в артели в Уфе, Бирске и поселке Шафраново. БХО занимается художественной росписью по дереву, лаковой миниатюрной живописью, художественной вышивкой, росписью по ткани, резьбой по дереву, производит домашний текстиль, госсимволику, национальные костюмы, одежду для мусульман. Изделия предприятия неоднократно награждались дипломами российских и международных выставок. Работают здесь 190 человек, в основном это женщины.
Читайте нас: