Все новости
Экономика
29 Ноября 2013, 15:35

Рубль в авторитете

Девять наивных вопросов о бюджете республики

На что больше всего будет тратиться денег в 2014 году?
На что больше всего будет тратиться денег в 2014 году?
Госсобрание в четверг приняло бюджет республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Много ли денег будет в нашем общем кошельке? На что они пойдут? По традиции мы задали министерству финансов девять наивных вопросов о главном финансовом документе республики.
В стране прогнозируется замедление роста экономики. Как это учтено в бюджете? И вообще, можно ли рассчитывать бюджет на три года вперед? Ведь за это время цена на нефть может упасть или обещанный мировой кризис разыграется...

— Норма о формировании трехлетнего бюджета закреплена в Бюджетном кодексе РФ, и в плюсах этого подхода уже никто не сомневается. Взгляд на три года вперед позволяет видеть базовые направления развития, рассчитывать возможности на перспективу, дает возможность вести диалог с инвесторами при реализации проектов с бюджетным участием.

Также мы можем строить среднесрочные планы по заключению контрактов, заранее готовясь к выходу на торги.

На случай непредвиденного ухудшения экономической ситуации в бюджете предусмотрена «подушка безопасности» — условно утвержденные расходы, которые мы просто не будем распределять по конкретным направлениям, если недоберем необходимые доходы. Риск снижения цен на нефть заложен и в прогнозе социально-экономического развития республики.

Бюджет три ближайших года будет дефицитным. Почему самый большой дефицит запланирован на 2014 год? Где будем брать деньги для его покрытия?

— Действительно, расходы в предстоящие три года превысят доходы, однако наличие дефицита не означает несбалансированность бюджета, поскольку поступления — это не только доходы, но и, например, заимствования. Поэтому дефицит бюджета — достаточно распространенное явление. Он как раз и направлен на выявление и использование дополнительных ресурсов.

Главное — держать дефицит на уровне, не влияющем на устойчивость финансово-бюджетной системы. Кроме того, стоит отметить, что параметры бюджета республики формируются в условиях складывающейся динамики доходов и расходов с учетом сроков их реализации. При этом в течение года доходы и расходы корректируются.

Дефицит бюджета республики на 2014 год составит 15 млрд рублей, в 2015 году — 13 млрд рублей, в 2016 году — 9 млрд рублей. Он может покрываться за счет собственных и заемных средств. Собственные средства — это поступления от продажи госпакетов акций, возврат ранее выданных бюджетных кредитов юрлицам и местным бюджетам, а также остатки средств бюджета, включая средства Резервного фонда республики. Заемные средства — это банковские и бюджетные кредиты, а также размещение гособлигаций на внутреннем рынке. Так вот, планируемый дефицит бюджета будет покрываться таким образом: в 2014 году на одну треть за счет заемных источников, на две трети — за счет собственных источников, в 2015 году — на 35% за счет заемных источников, на 65% — за счет собственных, а в 2016 году только за счет собственных источников.

Бюджет наш по-прежнему социально ориентирован. Однако в федеральном бюджете сокращены расходы на медицину и образование при росте зарплат в этих отраслях. Как эта ситуация отражается у нас? Откуда республика возьмет деньги для выполнения обязательств по повышению зарплат бюджетникам согласно майскому указу президента России?

— Социальные расходы в 2014 году составят около 70% от всего объема расходов, в 2015 году — 71%, в 2016 году — 65%. При этом основная их доля приходится на образование. В будущем году — 33,4 млрд рублей, это больше уровня 2013 года почти на 4,5 млрд рублей. В 2015 году — 35,2 млрд рублей, в 2016 году ориентировочно 34,4 млрд рублей.

На здравоохранение в 2014 году будет направлено 30,3 млрд рублей, в 2015 году — 33 млрд рублей, в 2016 год — 31,5 млрд рублей.

Изменение объема бюджетных ассигнований на здравоохранение связано с постепенной передачей финансового обеспечения федеральных медучреждений, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Общий объем расходов по отрасли за счет бюджетных средств не сокращен.

Стоит отметить, что 76% расходов на здравоохранение в Башкортостане осуществляется через ОМС. Закон о бюджете республики предусматривает увеличение расходов на ОМС неработающего населения почти на 30% от уровня нынешнего года.

Кого «обидели» при составлении бюджета? От чего пришлось отказаться?

— Конечно, никого не обидели. Бюджет составляется исходя из расходных обязательств этого финансового года. Если государство приняло на себя эти обязательства, то средства на них в бюджете гарантированно будут заложены. Другое дело, что в условиях ограниченности средств надо вкладывать деньги туда, где они дают реальную отдачу и измеримые результаты.

Какие виды доходов мы недополучим?

— В связи с изменениями федерального законодательства бюджет республики недополучит поступления по ряду налогов. Потери налога на прибыль организаций от введения налогового режима вывозных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты превышают ежегодно 3,5 млрд рублей. Потери от создания консолидированных групп налогоплательщиков оцениваются в 2 млрд рублей в год.

С 1 января для формирования дорожных фондов поселений на местный уровень передается 10 процентов доходов от акцизов на нефтепродукты. В итоге бюджет республики сократится на 1,1 млрд рублей. Башкортостан недополучит около 600 млн рублей от перераспределения в пользу бюджетов городских округов арендной платы за земельные участки, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов, а также средств от продажи права на заключение договоров их аренды.

Ежегодно расширяется перечень освобождений от налога на доходы физлиц. С 2014 года можно будет неоднократно получать имущественный налоговый вычет по НДФЛ, пока полностью не будет использован его предельный размер — 2 млн рублей. Кроме того, для пенсионеров предусмотрена возможность перенести имущественные налоговые вычеты на приобретение жилья и уплату процентов на предшествующие налоговые периоды. В связи с этим в республике сложилась тенденция роста объема предоставляемых вычетов по НДФЛ в сумме около 600 млн рублей ежегодно.

Объем налоговых преференций на 2014 год в соответствии с проводимой в Башкортостане политикой улучшения инвестиционного и предпринимательского климата оценивается для бюджета в сумме 200 млн рублей. Господдержка в виде льгот по региональным налогам в 2014 году составит 1,7 млрд рублей.

Будем ли мы продавать в 2014 году крупные активы? Какие доходы принесет нам использование госимущества — аренда, дивиденды и прочее?

— Доходы от использования государственного и муниципального имущества в будущем году составят 3 млрд рублей. Это меньше плана 2013 года на 13,4%. Снижение объясняется тем, что по федеральному законодательству арендная плата за земли в городской черте с 1 января полностью будет поступать в городские бюджеты, в этом году пятая часть таких доходов шла в республику.

Запланированы ли в бюджете инфраструктурные проекты за счет бюджета?

— В 2014 — 2016 годах в бюджете на это предусмотрено более 33 млрд рублей. Деньги будут направлены на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы, коммунальной инфраструктуры, автодорог, на инвестпроекты, включенные в перечень приоритетных, и на поддержку проектов государственно-частного партнерства. Наряду с этим в бюджете предусмотрены субсидии юрлицам.

Можно ли назвать документ бюджетом развития? Или это все же выживание?

— В ряде регионов действительно стоит вопрос «выживания», когда инвестиционная часть бюджета сокращается, и порой очень значительно. В бюджете нашей республики на ближайшие три года соблюдается баланс между социальной частью и «бюджетом развития». В Башкортостане сохранению инвестактивности уделяется особое внимание. Несмотря на рост социальных расходов, продолжается работа по поддержке реального сектора экономики, а также реализация республиканской адресной программы — расходы на РАИП в предстоящие три года будут очень значительны. В 2014 году их объем составит более 11 млрд рублей — при том, что на 2013 год первоначально были утверждены только 7,2 млрд рублей.

Какие дотации мы получим из федерального бюджета? Ранее сообщалось, что их объем сократится. А как же подготовка к международным саммитам?

— Объем дотаций из федерального бюджета на следующий год вырастет. Если в этом году первоначально дотации были определены в 4,6 млрд рублей и в течение года доведены до 5,2 млрд рублей, то в 2014 году мы получим 10,2 млрд рублей. Из них 3,6 млрд рублей будет направлено на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда бюджетников.

Общий же объем прогнозируемой финансовой помощи из федерального бюджета планируется в 2014 году в 19,8 млрд рублей, в 2015 году — 11,8 млрд рублей, в 2016 году — 13 млрд рублей. Снижение сумм в 2015 — 2016 годах обусловлено неполным распределением в федеральном бюджете межбюджетных трансфертов по регионам. Оставлен определенный резерв, который при переходе к следующей трехлетке будет распределяться по регионам в установленном порядке.

На подготовку к международным саммитам каких-либо целевых дотаций из федерального бюджета не предусмотрено.
Социальные расходы бюджета
Инфографика Министерства финансов РБ.
Читайте нас: