Все новости
Экономика
19 Ноября 2013, 16:29

Горная порода

Работников градообразующего предприятия Межгорья обучают более чем 40 профессиям. Бесплатно

Усольский калийный комбинат. На карте объектов УС-30 это одна из крупнейших точек.
Усольский калийный комбинат. На карте объектов УС-30 это одна из крупнейших точек.
Говорю совершенно серьезно, так как именно молодые люди этого закрытого города удивили уфимских журналистов своими взглядами на самые обычные житейские вопросы. Во-первых, абсолютное большинство парней Межгорья спешит обучиться нескольким рабочим профессиям. Именно спешат. Даже те, кто учится или окончил вуз. «Надо, — говорят они, — уметь что-то делать своими руками, инженер-белоручка не ценится в коллективе».
«Откосить от армии?! — буквально отшатнулся от журналиста, задавшего провокационный вопрос, горный рабочий и студент-заочник пятого курса Магнитогорского технического университета Владимир Сорокалетов и твердо заявил: — Потом всю жизнь ходить с испорченным военным билетом?! Нет. Обязательно отслужу».

Владимиру 23 года, работает в Управлении строительства № 30, овладел уже несколькими рабочими специальностями, которые нужны при строительстве шахт, метрополитенов и других работах под землей. Сейчас осваивает профессию бетонщика. Отец Владимира многие годы был шофером на автобазе УС-30 недавно приобрел автотягач и стал дальнобойщиком. «Возит грузы в основном на Север, — рассказывает сын и поясняет: — Там дороги хорошие». В рассуждениях, поступках младшего Сорокалетова уже чувствуются основательность и профессиональная мудрость. Такого парня сбить с толку невозможно. Вот его бы школьники послушали, не перебивая. Он для них — герой нашего времени.

А вон тот парень — копия всадника на бронзовом коне, что на берегу Белой. Знакомимся. Зовут его тоже Салават, но не Юлаев, а Ахтарьянов. Крепко сбитый, коренастый, уверенный. На редкость образная речь. «Тебе никто не говорил, что ты двойник всадника?» — интересуемся у Ахтарьянова. «Так я подменяю его на время отпуска», — не моргнув глазом, переводит в шутку комплимент уроженец Межгорья. Родители Салавата из деревни Габдюково Белорецкого района. Когда рядом началась закладка закрытого города, отец устроился на пилораму, мама — санитаркой в больницу. Салават окончил школу, отслужил в армии, выучился на слесаря, затем на горного рабочего, теперь осваивает основополагающую на стройках специальность бетонщика. Учится между вахтами, которые длятся по месяцу на отдаленных объектах. Строил метрополитен в Екатеринбурге, последняя вахта прошла на проходке ствола шахты Усольского калийного комбината в Пермском крае. Конечно, «вахтовка» — не от хорошей жизни, особенно когда дома остаются жена и сын, которому всего год и 8 месяцев.

— Общаюсь с ними ежедневно по скайпу. В день это удовольствие обходится в восемь рублей, — рассказывает Салават. По всему видно, что парень дружен с экономикой, за рамки которой у него не выходят даже вещи эмоционального порядка. Когда такой рациональный человек вдруг признается в любви к родному городу, его слова звучат действительно весомо.

— Здесь есть все условия для работы и учебы. Например, мой дядя Максут Магадеев до самой пенсии работал проходчиком в УС-30 и все время учился. Почему бы не учиться, если за счет предприятия? У него целый чемодан всяких аттестатов и дипломов, освоил больше 40 профессий. У нас все мужики — мастера-универсалы, — подытожил было Салават, но вспомнил о прекрасной половине населения: — А девчата наши — лучшие невесты. Они ведь не хлещут пиво в скверах.

Последние слова были сказаны больше для 23-летнего горного мастера Дмитрия Василькова. Жених он, должно быть, завидный. Успел окончить два колледжа: Белорецкий металлургический и заочно Учалинский горный, а начинал слесарем, потом выучился на электрослесаря, машиниста экскаватора, сегодня между вахтами ходит на курсы буровзрывных работ. Отец тоже был горнопроходчиком, сейчас главный диспетчер СМУ-680, мама — лаборант в Управлении механизации.

Все эти встречи состоялись в учебном пункте УС-30, в классах которого жизнь кипит круглый год. «Рабочий университет» Межгорья полностью содержит Управление строительства № 30 — это редкий случай в стране, когда о профессиональном образовании заботится предприятие, а не государство. При таком подходе удачно сочетается сразу несколько факторов. Воспитание и учеба начинаются в семье, продолжается дело родителей, складываются рабочие династии, в которых действует свой «корпоративный кодекс», а коллектив пополняется качественным резервом. Но эта схема действует эффективно только тогда, когда забота о человеке становится главным смыслом существования производства. Начальник градообразующего предприятия УС-30 Владимир Абрамчук говорит о приоритете человеческих ценностей как о главной цели экономики. «Так записано в Конституции страны», — не устает повторять он как заклинание. Знают ли современные менеджеры Основной Закон?

— У нас своя кадровая политика. Межгорье — это город на колесах, — говорит директор учебного комбината Олег Мурашов. — Заказы могут быть самые неожиданные, из разных точек России, поэтому комплексные бригады формируются из универсальных мастеров. Их квалификацию мы подтверждаем документом. Кстати, к услугам нашего учебного полигона обращаются даже из соседних городов.

За прошлый год в учебном пункте обучились 1,9 тыс. человек, а за три последних года — около 5 тысяч.

Олег Мурашов работает в учебном пункте 33 года, из них 28 — директором. Окончил Нижнетагильский пединститут по специальности «инженер-педагог» и Московский международный институт экономики и права. Многих, кто сегодня занимается в классах, знает с малолетства. До этого за теми же партами сидели их родители. Например, Салавата Ахтарьянова помнит еще в детской коляске, потому что семья жила в соседнем подъезде. Очевидно, что культ учебы, профессионального роста закладывается в семье, в отчем доме, в родном дворе. «Наши девчата не хлещут пиво в скверах» — это серьезный аргумент.

Помимо той особенности кадровой политики Межгорья, о которой говорил Олег Мурашов, есть еще одна, довольно уникальная. Молодые люди этого города сами для себя решили, что рабочая профессия — основа всех других, включая инженеров и топ-менеджеров.

Слова «я начинал рабочим» звучат убедительно. Силу этого аргумента многие выпускники начинают понимать с опозданием на несколько лет. Почему? Пусть над вопросом задумаются не только чиновники минобра, но и отцы. Отцы семей и отцы городов.
Салават Ахтарьянов между вахтами осваивает уже третью профессию.
Читайте нас: