Вопрос, быть или не быть «Кроношпану» в республике, возможно, решится сегодня на общественных слушаниях. А в начале этой недели на подмосковный завод концерна высадился десант из членов Общественной палаты, депутатов и чиновников республики и ярых противников строительства завода в Уфе. Цель визита — оценить весь технологический процесс и составить собственное впечатление об увиденном. На предприятии побывал и корреспондент «РБ».
Высказывания относительно «Кроношпана» настолько полярны, что трудно иметь четкое мнение, нужен завод или нет. Поэтому поездка оказалась очень кстати. Перечислять достоинства увиденного не имеет смысла, это отлично сделал мой коллега Ильдар Ахияров в материале «Кому достанется корона из опилок» («РБ», № 158 от 15 августа). Действительно, предприятие не похоже на завод в том виде, как помню из школьного детства, когда мы классом отбывали трудовую повинность на «Уфимкабеле», сматывая проволоку в бобины.
Директор «Кроношпана» Ардашер Курбаншо устроил экскурсию по всем цехам и производствам, периодически подчеркивая, что скрывать ему нечего. По его словам, на предприятии установлен замкнутый цикл, поэтому оно не может представлять какой-либо экологической опасности. А если и произойдет серьезный пожар, как в марте 2008 года, то для этого «должны сойтись сразу несколько человеческих глупостей». Впрочем, и «он не нанес экологии вреда, так как горел цех по сушке древесины». Даже на самые каверзные вопросы у господина Курбаншо были ответы, которые артистично сопровождались шутками и забавными случаями. Полагаю, что половина делегатов все-таки попала под его обаяние, так как градус вопросов потихоньку начал снижаться. Да и трудно не согласиться с мнением о том, что «страшны не предприятия, а технологии». На «Кроношпане» они самые передовые. Это готовы были признать и противники строительства. К примеру, депутат Иглинского райсовета, член рабочей группы Петр Быков. «Я видел немало заводов и могу сказать, что это одно из самых высокотехнологичных предприятий. Но нас волнует не это. Нас волнует, что будет через 3 — 5 лет с окружающей средой». По мнению народного избранника, здесь как раз не все так однозначно.
— На заводе есть очистные сооружения, а за ним нет. И когда все соберется, накопится, вытечет в речку Таушку и Шакшинку, что мы получим?
У господина Быкова, похоже, ответ на этот вопрос есть. Правда, он не стал его озвучивать, а отослал в интернет, где разместил свой ролик о возможных последствиях.
И все-таки многие посетившие подмосковный «Кроношпан» признали, что вопрос размещения производства под Уфой излишне политизирован.
— То, что я увидела, мне понравилось, — говорит заместитель председателя комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Госсобрания Руфина Шагапова. — Были опасения, что в республике будут строить химическое производство, но гендиректор Ардашер Курбаншо заверил: таких планов нет. У нас будут лишь производства по выпуску ДСП и OSB, а они экологически безопасны. Нам это наглядно продемонстрировали. В республике сейчас много перестойного леса. Его надо где-то перерабатывать. Необходимо заниматься рубками – это ли не помощь природе?
Здесь необходимо уточнение: Руфина Шагапова прошла в Курултай от «Партии зеленых». Поэтому вопросы экологии ей знакомы. Именно на них строилась предвыборная программа депутата.
Председатель Общественной палаты Рамиль Бигнов также полагает, что никакого вреда экологии производство не нанесет.
— Я думал, что для изготовления клеев и смол используются фенол и другие вредные химические компоненты. Но я ошибался. Даже клеевое производство на «Кроношпане» не представляет опасности. Тем более оно у нас и не планируется.
— Мы посмотрели на производство ДСП, которое планируется строить в республике. Я подчеркиваю — планируется. Пока не будет проекта, положительного заключения госэкспертизы и самое главное — независимой экологической экспертизы, говорить о строительстве «Кроношпана» на территории нашего региона преждевременно, — уточняет Рамиль Бигнов. — Но увидев производство ДСП, я, как инженер, просто позавидовал.
По мнению председателя Общественной палаты, многих уфимцев напугало слово «фенол», который якобы используется в производстве.
— Увидев все своими глазами, я делаю выводы: во-первых, никаких фенольных производств здесь нет, во-вторых, производство, которое запланировано, если пройдет соответствующую экспертизу, имеет право на жизнь.
Между тем не все участники делегации разделяют эту точку зрения.
P.S. Так получилось, что журналисты добирались до аэропорта отдельно от официальной делегации. Вез нас житель Егорьевска Александр, который, замечу, не является работником «Кроношпана». Естественно, всю дорогу мы разговаривали о заводе. Он уверял: единственное, что раздражает местных жителей после появления здесь производства, это подскочившие цены на жилье и изредка появляющийся запах хвои.
— Впечатления от производства в Московской области положительные. Это современное высокотехнологичное предприятие, где применяются прогрессивные европейские технологии. Все это касается как процесса организации и охраны труда, обеспечения промышленной и пожарной безопасности, так и соблюдения природоохранных норм и требований. Производственная зона отделена от рабочей, что сводит к минимуму негативное воздействие на персонал. Все процессы автоматизированы, управление осуществляется посредством современных технологий.
С экологической точки зрения отмечу, что это не химическое производство, поэтому говорить о масштабах загрязнения окружающей среды этим предприятием, сопоставимых с предприятиями химпроизводства, некорректно. Технология, используемая компанией, основывается на переработке низкосортной древесины.
В Башкортостане накоплен большой опыт мониторинга за атмосферным воздухом. Этим занимается ряд контролирующих ведомств — минэкологии, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура. Между ними налажено тесное взаимодействие. Есть хорошо оснащенная лаборатория, передвижные станции контроля воздуха.
Считаю, что при соблюдении всех природоохранных требований при строительстве нового производства и его дальнейшей деятельности экология и экономика не будут противоречить друг другу. Нормальная экономика — экологичная экономика.