Возле нас остановился большегруз с аккуратными штабелями пахнущих хвоей досок. «Эти молодцы, груз сложили и закрепили, как надо. Чаще его везут как попало, создают угрозу на дороге для других», — заметил начальник отдела мониторинга и информационного обеспечения службы весового контроля Ильдус Салихов.
Передвижная бригада на этот раз развернула оборудование для взвешивания фур
армавирского весового завода на трассе возле деревни Ильмурзино Кушнаренковского района. Пока готовились к взвешиванию, водители грузовых машин с транзитными номерами притормаживали, намереваясь добровольно пройти процедуру. Местные старались поскорее проскочить мимо.
Ничего удивительного, например, в Татарстане служба весового контроля в прошлом году отметила 10-летний юбилей, и все сообщество грузовых перевозок уже успело к ней привыкнуть. Наших заставить «взвеситься» пока может только инспектор дорожно-патрульной службы.
— Подобные службы организованы практически во всех регионах страны. Их предназначение — сохранить дороги. Для чего у большегрузных машин проверяется нагрузка на ось, которая не должна превышать 10 тонн. В противном случае составляется акт на возмещение ущерба, размер которого зависит от пути, пройденного перегруженной машиной. Чем больше перегруз и длиннее путь — тем больше ущерб. Вырученные средства пополняют дорожный фонд республики, — пояснил И. Салихов.
Тем временем выясняется, что хвойные доски водитель Иван везет из Перми в Языково. Машина оказалась значительно тяжелее, чем положено. Ущерб за проезд 206 километров по региональным дорогам с перегрузом составил более 18 тыс. рублей.
У меня, как у дилетанта, возник вопрос, что делать водителю, выгружать «лишний» груз на трассу? Оказывается, квитанция об оплате ущерба служит своеобразным пропуском, то есть вторично «нарвавшись» на весовой контроль, достаточно будет предъявить этот платежный документ. Конечно, если водитель не изменил маршрут. В противном случае придется платить за новый километраж. Хотя можно заранее получить разрешение на перевозку груза с превышением нормы, достаточно рассчитать маршрут и оплатить возможный ущерб, если уж иначе никак нельзя.
«Мы каждую неделю составляем график, согласовываем его с Управлением ГИБДД МВД по республике и проводим совместные рейды», — продолжил тему Ильдус Салихов. Нередко руководство муниципалитетов обращается в службу с просьбой провести такой рейд именно на их дорожном участке.
Но выявить перегруз — полдела, надо еще, чтобы нарушитель заплатил указанную сумму. Практически в каждом третьем случае этого приходится добиваться через суд. А вот в Белоруссии очень строго следят за сохранностью дорог, и к нарушителям там отношение жесткое, привел пример собеседник. Если водитель на месте не оплатил штраф, ехать дальше он уже не сможет. В Башкирии намерены ввести аналогичные правила, для чего будут оборудованы штрафные стоянки. Кроме того, скоро появятся стационарные пункты в Баймаке и в Архангельском районе — там наиболее интенсивное движение большегрузов.
В перспективе планируется построить 11 стационаров, чтобы охватить весовым контролем все дороги республики. Помимо этого, будут работать еще 15 передвижных пунктов, отметил И. Салихов.
По его словам, самые злостные нарушители правил грузовых перевозок — сетевые торговые предприятия и крупные строительные организации.
Мы уже собирались уезжать, а водитель Иван из Перми хмуро ждал, пока представители службы составят акт. В силу обстоятельств, он был весьма немногословным. Сообщил только, что работает на частного предпринимателя, заметив при этом, что везет столько, сколько ему нагрузили.
Зато транзитник с «татарскими» номерами и табличкой «пустой» на лобовом стекле после процедуры взвешивания радостно поинтересовался, где он может увидеть свое фото. И с легким сердцем укатил дальше.
- За год существования служба весового контроля составила и предъявила к оплате актов на 178 млн рублей за причинение ущерба автодорогам перевозчиками тяжеловесных грузов.
- Из них на сегодняшний день оплачено 11,7 млн рублей.
- В прошлом году с января по сентябрь выдано 1692 разрешения на перевоз груза с превышением веса на сумму 29 млн рублей.
- В этом году за тот же период — 2548 разрешений на сумму 103,1 млн рублей.
- На сайте службы можно найти всю необходимую информацию.
Илшат Исмагилов,
руководитель ГКУ «Служба весового контроля РБ»:
— Больше всего проблем доставляют большегрузные самосвалы китайского производства. Они предназначены для работы в карьерах, на стройплощадках, поэтому своим весом просто крошат дорожное полотно. И таких машин очень много в Башкирии. При этом юрлица оформляют самосвалы на физлица, чтобы не платить штрафы. Они-то как раз и являются злостными нарушителями и злостными неплательщиками. Поэтому все восемь наших передвижных пунктов работают круглосуточно.
По правилам перевозки тяжеловесных грузов перевозчики сами должны обращаться в нашу службу за разрешением. Мы совместно рассматриваем маршрут, согласовываем его и только после этого выдаем разрешительный документ на перевоз груза с превышением веса. То есть перевозчик должен заранее оплатить ущерб, а потом уже ехать.
По статистике каждое второе тяжеловесное транспортное средство, остановленное на взвешивание, едет с перегрузом, без специального разрешения и оплаты за нанесенный ущерб. Поскольку большинство перевозчиков закон игнорируют, то приходится создавать контролирующие организации вроде нашей, чтобы восстановить дороги.
Рустем Садрыев,
старший инспектор ДПС отдельного батальона РБ, капитан полиции:
— Я уже третий раз принимаю участие в рейдах службы весового контроля. После того, как ужесточили правила дорожного движения, неадекватных водителей стало гораздо меньше. Тем более среди водителей большегрузных автомобилей.
Очень хорошо, что в нашей республике заработала такая служба, сегодня большинство дорог у нас испорчены глубокими колеями, которые «накатали» тяжеловесные машины. А это очень опасно во время гололеда, ведь легковой автомобиль может буквально «выбросить» на встречную полосу или на обочину.
Мы в свою очередь составляем акты в адрес дорожных служб, чтобы они вовремя устраняли эти колеи, у них есть для этого специальная техника.