Все новости
Экономика
27 Сентября 2013, 16:36

Мечты об искусстве добавленной стоимости

Только на одном УМПО более тысячи вакансий рабочих специальностей

Юрий Григорьевич Щукин, начальник инструментального цеха, и его сын Олег, слесарь, представляют одну из династий Башкирского троллейбусного завода.
Юрий Григорьевич Щукин, начальник инструментального цеха, и его сын Олег, слесарь, представляют одну из династий Башкирского троллейбусного завода.
В минувшую среду в Башкирском государственном академическом театре драмы имени М. Гафури состоялось в формате банкета торжественное награждение лучших машиностроителей республики и представителей династий.

Это были в основном токари, фрезеровщики, наладчики, слесари, которых крайне редко приглашают в изысканные театральные интерьеры на столь высокие мероприятия.

Представители рабочих профессий сегодня в страшном дефиците. Не только у нас в республике, но и по всей стране. И тем не менее реформаторы из минобра РФ при поддержке депутатов Госдумы сделали все, чтобы закрыть учебные заведения по профессиональной подготовке.

На машиностроительных предприятиях, как правило, трудятся высококвалифицированные специалисты. Их мастерство, навыки, секреты профессии передаются из поколения в поколение. Сотни династий составляют славу Уфимского моторостроительного объединения. Например, общий стаж династии Старухиных достигает 450 лет, Ведешкиных с «Гидравлики» — более 200, Яковлевых с «Автонормали» — 150. Невозможно в газетной публикации перечислить все семьи, избравшие машиностроительное дело.
Однако престиж рабочих профессий сегодня крайне низок, традиции династий не получают развитие. Только на Уфимском моторостроительном объединении более тысячи вакантных мест рабочих специальностей. По отрасли эта цифра значительно выше.

О проблемах машиностроения рассказали на брифинге председатель Ассоциации профсоюзов машиностроительных отраслей РБ Николай Лифанов и председатель республиканской организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Роман Калякулин. Почему именно профсоюзные лидеры встретились с журналистами, а не руководители министерства? Скорее всего потому, что о делах в отрасли сегодня не приходится говорить в мажорных тонах. Если в минувшем году отмечалось позитивное развитие машиностроительного комплекса республики, то с начала 2013-го темпы роста производства замедлились.

Машиностроение — это, пожалуй, одна из немногих отраслей экономики, где можно добиваться высокой добавленной стоимости. Мечта экономики любой страны! Ведь цену барреля нефти, как ни крути, определяет спекулятивный биржевой рынок. А, скажем, автомобиля — сам изготовитель, который доводит свое изделие до уровня произведения искусства. Посмотрите на движущийся по улицам поток авто и убедитесь в этом.

В республике немало предприятий, продукция которых отвечает мировым стандартам. Так, Уфимское агрегатное объединение участвует в разработках в рамках национального проекта по созданию самолетов пятого поколения фронтовой авиации Т-50 для ОАО НПП «Сухой» и «Сатурн» по девяти направлениям, ведет работу по монополизации производства взрывозащищенных двигателей, двигателей для АЭС.

На НефАЗе увеличен выпуск автобусов, прицепов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей, прицепов к легковым автомобилям, автобетоносмесителей.

Уфимские моторостроители в первом полугодии направили на развитие более 2 млрд рублей, нефазовцы — около 60 млн, Белебеевский завод «Автонормаль» смог привлечь инвестиций более чем на 200 млн рублей.

Тем не менее наше машиностроение, в котором скрыты немалые резервы для наращивания добавленной стоимости, нуждается в инвестициях. И необязательно в зарубежных. Машиностроители готовы принимать заказы от всемогущего Газпрома, нефтяных компаний, «Транснефти».

Профсоюзные лидеры с тревогой говорили о том, что число членов профсоюза снижается. Если на предприятиях общемашиностроительного профиля профсоюзы охватывают 81 процент работников, то на авиационных только 69. Заразителен пример предприятий ТЭК, на которых менеджеры не приветствуют вступление в профсоюзную организацию. Слабые профсоюзы не способны защищать интересы и права рабочих. Например, на НефАЗе, как сообщил Лифанов, в этом году бизнес-план составлен с расчетом на уменьшение численности на 800 человек. «Будем бороться за каждого члена профсоюза», — заверил он.

Непростое положение сохраняется у вертолетного завода в Кумертау. Уникальное предприятие может остаться без серьезной доли заказов. К разрешению вопроса подключились самые верхние профсоюзные кабинеты в Москве. От корпорации «Вертолеты России» удалось добиться кое-каких обещаний о поддержке Кумертау, который обречен быть моногородом.
Читайте нас: