Все новости
Экономика
28 Августа 2013, 14:55

Порт пяти морей

На этот статус претендует Агидель

Строительство судоремонтно-судостроительного завода в Агидели может начаться уже в следующем месяце. Завод станет первым этапом в создании речного портового комплекса, в который войдут порт, цех по производству крупногабаритных металлоконструкций для РЖД и даже мини-НПЗ, сообщил «РБ» исполняющий обязанности гендиректора судоремонтного завода Башкирского речного пароходства Павел Юрченко.
Проект развития речного портового комплекса был представлен в начале июля президенту республики во время его посещения Агидели.

Сейчас, по словам П. Юрченко, изыскательские работы проведены, территория оформлена в аренду, готовятся общественные слушания, «и очень хочется в сентябре уже реально начать копать».

Сроки строительства филиала завода в Агидели установлены жесткие — к следующей навигации должны быть готовы слип (наклонная береговая площадка для подъема и спуска судов — ред.) и зона зимнего отстоя. За два года завод должен быть готов полностью. Его стоимость оценивается примерно в 1,5 — 2 млрд рублей.

Выход из тупика после прекращения строительства АЭС подсказывало само уникальное расположение города. На обещаниях сделать Агидель портом, которые звучали почти 15 лет, выросло и разъехалось по северным вахтам целое поколение горожан. Один из них, Ренат Хасанов, говорит, что люди устали работать вдали от дома и очень надеются на положительные перемены, пусть даже они произойдут не сразу.

— Сейчас я вынужден работать вахтовым методом в Сибири. Да, зарплата неплохая — но дело не только в деньгах: постоянно жить в отрыве от семьи, работать в тяжелых условиях очень нелегко не только физически. «Северные» деньги ведь даются не просто так, ценой здоровья, прежде всего. Мы с женой решили так: дети у нас уже взрослые, поэтому, если появится работа в Агидели, даже менее оплачиваемая — раздумывать не буду. Знаю, что у многих такие настроения, — рассказал Ренат.

Авторы проекта утверждают, что судоремонтный завод обеспечит 250 рабочих мест, а полностью готовый портовый комплекс даст работу для 2 — 2,5 тыс. человек. При этом потребность в кадрах будет возникать с каждым этапом. Причем искать их надо будет не только в Агидели, но и в Нефтекамске и соседних районах. «Сварщик — это универсальная профессия в судоремонте, правда, они должны проходить сертификацию в речном регистре. Портовые работники — это обучаемые люди», — говорит П. Юрченко.

Одно производство, по задумке, потянет за собой другое, а вместе они выходят на глобальные проекты, как, например, производство металлоконструкций для строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург (ВСМ-2). Поскольку для РЖД металл должен быть оцинкованным, соответственно будет и линия по горячему цинкованию.

— Планируем задействовать уже имеющийся терминал темных нефтепродуктов,— поясняет Павел Юрченко, — тепло с печи цинкования будет утилизироваться на мини-НПЗ. То есть мазут или нефть мы перегоняем в топливо для судов пароходства и в битум для дорожного строительства. Соответственно, замыкаем энергетический цикл сами на себя, будет фактически безотходное производство.

По его оценке, проблем с загрузкой судостроительно-судоремонтного завода не возникнет, ведь фактически новое предприятие окажется в нужное время и в нужном месте. «Если будет построен слип для максимально больших судов, проходящих по Волгобалту, то в радиусе трех тысяч километров это будет второй такой завод. «Волготанкер» гарантированно готов загрузить агидельское предприятие текущим ремонтом и ставить на зимний отстой свои суда. Его собственная производственная площадка не справляется с объемом, потому что с будущего года на внутренних водах запрещается эксплуатировать однокорпусные наливные суда, они должны быть только с двойным дном и двойными бортами. Соответственно весь флот «Волготанкера» должен пройти модернизацию. Это больная тема вообще для всего речного фонда», — поясняет и. о. гендиректора.

Кроме того, после трагедии с «Булгарией», с прошлого года начали действовать новые правила сертификации пассажирских судов старше 35 лет. Поэтому более 84 процентов пассажирских судов должны пройти через серьезный ремонт. То есть фактически нужно построить новые суда. Тут и будут востребованы судостроительные возможности агидельского завода.

По утверждению авторов проекта, из бюджета республики комплекс финансироваться не будет, однако и найти прямого инвестора крайне проблематично. «Здесь возможно опосредованное использование денег, допустим, Дорожного фонда на закупку вынимаемого песка, ПГС для дорожного строительства в республике, соответственно у нас покупают этот песок, мы за эти деньги строим», — поясняет П. Юрченко. «В то же время найти инвестора, допустим, на крановое хозяйство в порту гораздо проще, потому что люди знают: с каждой тонны переваливаемого груза идет какая-то прибыль. То же самое со складским хозяйством, с оборудованием завода. Соответственно, исходя из того, кто во что готов вложиться, будет уже и вопрос о долевом участии, то есть получается государственно-частное партнерство», — считает он.

Павел ЮРЧЕНКО:
— Это будет порт финишный, тупиковый, он должен аккумулировать груз и входящий, и исходящий, то есть у него должна быть очень большая складская инфраструктура, а раз складировать, то одновременно надо и перерабатывать то, что складируешь, чтобы не простаивать зимой впустую.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Президент Рустэм Хамитов:
Мы фактически начинаем двигаться по альтернативному пути развития города Агидель, по пути создания новых производств. И у нас нет другого выбора. Это все должны понимать абсолютно точно. Если все вместе начнем действовать согласованно — мы эту проблему решим.
Преимущества порта Агидель
  • Географическая близость к Уральскому промышленному району с его крупными предприятиями. Сейчас их обслуживают поволжские порты.
  • Агидель может быть задействована при реализации стратегического проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».
  • Удобный транспортный узел. Суда класса «река — море» могут связать порт с Балтийским, Черным, Азовским, Каспийским и Белым морями, а существующая железная дорога выводит на магистральные пути Горьковской железной дороги. Агидель также имеет выход на федеральные трассы М5 и М7. Кроме того, поблизости пролегают магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Практически готов к работе аэропорт Нефтекамск.
  • Наличие квалифицированных свободных кадров и возможность их дополнительного привлечения.
  • Высокая экологическая безопасность порта.
Как сообщил «РБ» председатель Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров, республика уже направила в федеральное правительство письмо с предложением о включении Агидели в реестр российских портов. Это последняя точка в России, куда могут заходить суда класса «река — море», до 10 тысяч тонн.

Отсюда мы выходим на Балтийское море, можем выходить на Черное море и на Каспий, пояснил глава ведомства. Пока документ рассматривается, ничто не мешает заниматься созданием портовой инфраструктуры, в частности, строительством завода.

Ильяс Муниров напомнил, что из-за мелководья все суда в Уфу заходить не могут, даже пассажирские производят посадку-высадку в Дюртюлях. Поэтому малотоннажные суда будут из Уфы перевозить грузы до Агидели с последующей перевалкой там на крупнотоннажные.

Между тем с Росатомом ведутся переговоры о передаче республике имущества недостроенной АЭС. По предварительным данным, балансовая стоимость недостроя оценивается в 24 млрд рублей.
Взгляд с места

С разными настроениями, но с живым интересом отслеживают ситуацию жители города. Вот лишь несколько мнений.

Олег Каюмов, слесарь-сборщик Нефтекамского автозавода:

— Скажу честно, буду очень рад, если все получится. Но сомнений у меня лично масса. Знаете, много в душе накопилось за годы, когда было прекращено строительство АЭС. Как приходилось нам с семьей — вспоминать не хочется. Отсюда и сомнения. Мне-то уже до пенсии недалеко, но надо думать о молодых, о том, чтобы не уезжали они из города.

Аниса Хакимова, домохозяйка:

— То, что наметились какие-то перспективы, обнадеживает, конечно. Но мне вот о чем хочется сказать. Появится порт, откроются предприятия. Но ведь опять там будут востребованы в основном мужчины, тогда как большинство безработных в городе — женщины. И еще вопрос, захотят ли мужчины, работающие кто где, переходить на открывшиеся предприятия. У меня вот муж сейчас работает в Татарстане, кормит семью. Предложат ли ему такие деньги здесь? Мне перед ним тоже как-то неудобно, что без работы сижу, хотя ни слова претензий не слышала. Но что-то делать необходимо, создавать рабочие места надо. Иначе городу просто не выжить.
Вопрос по теме

— А что будет с судостроительным заводом в Уфе?

— Можно сказать, что в Уфе остался лишь судоремонтный завод, — отвечает и. о. гендиректора предприятия Павел Юрченко. — Ситуация печальная, но не безнадежная. Завод находился до последнего времени в предбанкротном состоянии, но сейчас мы его практически вывели из него. У предприятия есть заказы, но нет рабочей силы, потому что все разбежались. Мы готовы брать сварщиков на зарплату, допустим, от 30 тысяч рублей и выше, но чтобы они реально работали. Предприятие даже в нынешнем режиме полностью обслуживает текущие платежи.

Отмечу, что агидельский филиал станет «внучкой» Башкирского речного пароходства, в котором республика владеет 63 процентами собственности. Поэтому речь идет не только о судьбе целого города, но и об увеличении доходов в башкирский бюджет. Проект курируют Госкомитет по транспорту и лично президент Рустэм Хамитов.
Читайте нас: