Все последние недели ситуация вокруг крупного инвестиционного проекта деревообрабатывающего комбината «Кроношпан» напряжена. Возле отведенного места под строительство выставлены пикеты жителей деревни Дорогино и микрорайона Шакша. Суть их требований проста: запретить возведение завода на этом месте. «Нам заранее не объявили о том, что здесь будут строить, а значит, хотели скрыть, что производство это очень вредное», — считают люди. Этим положением тотчас воспользовались различные политические силы, для которых чем хуже — тем лучше.
На прошлой неделе правительство региона организовало поездку в подмосковный Егорьевск для всех желающих увидеть, что представляет собой современный деревообрабатывающий комбинат. Там уже десять лет расположен завод «Кроношпан» (в переводе на русский язык — «корона из опилок»). Точно такой мировой лидер по производству древесных плит, ламинированных полов построит в республике. Точно такие же 36 комбинатов расположены в 20 странах мира. В Европе заводы находятся практически в жилых кварталах, потому что хотя это и континент, но земли в Старом Свете очень мало, и экологические нормы определяются не расстояниями до ближайших домов, а современными технологиями.
Ваш корреспондент тоже отправился в Подмосковье. Если честно, я разделял опасения жителей Дорогино, потому что с детства живу в уфимской Нижегородке, где с советских времен производили фанеру, ДВП и ДСП. Не знаю, как сейчас, но в те далекие годы фанерный комбинат представлял неприглядное зрелище. Точно такое ожидал я увидеть и в Егорьевске. Тем более в интернете много чего про «Кроношпан» понаписали.
Оказалось, все наоборот. Егорьевский район для москвичей не промзона, а место отдыха. И сам комбинат, несмотря на свои десять лет, выглядит если и не «с иголочки», то очень презентабельно. «Его отмыли перед тем, как нас сюда пригласили», — сразу предположили лидеры протестного движения. Исключить подобное не берусь, но каких титанических усилий нужно, чтобы отмыть от десятилетней грязи и пыли площадь в 300 гектаров, многометровые трубы, стены корпусов. От копоти спасет лишь краска, но свежевыкрашенных стен на заводе не оказалось. Зеленая трава на газонах — везде. И это тоже показатель экологического благополучия.
Тем более, зачем инвестору пыль в глаза пускать, когда за него боролись восемь регионов России? «Кроношпан» из Пермского края, Свердловской области, Татарии и других выбрал Башкирию. Потому что у нас более дружелюбное инвестиционное законодательство. Потому что здесь наиболее выгодное сочетание инфраструктурного обеспечения и логистики с близостью сырья. Но ничто не мешает инвестору изменить решение. Так уже было лет 5 — 7 назад, когда Уфе выпало счастье построить федеральный медицинский центр. Но место выбрали, занятое гаражами, начались скандалы, потому очень быстро центр построили в другом регионе.
Пока «Кроношпан» ведет себя терпеливо: идет на контакты, объясняет свою позицию, одним словом, полностью открыт для диалога. В социальных сетях собирается открыть страничку, где будет отвечать на все вопросы жителей близлежащих к постройке завода деревень. «У нас есть такая страница, можете там отвечать», — предложил активный участник протестного движения Павел Ксенофонтов. «Мы согласны, если вы не будете «банить» противоположные от вашего мнения», — согласились представители завода.
— Я понимаю жителей близлежащих поселков, — говорит гендиректор егорьевского филиала «Кроношпан» Ардашер Курбаншо. — Недвижимость рядом с промышленным предприятием и недвижимость в заповедной зоне — это разные вещи, разная стоимость.
Подтвердил в беседе с нашим корреспондентом эту позицию и один из лидеров протестного движения Роберт Галимов:
— Я увидел, что предприятие в Егорьевске современное, здесь сделано все, чтобы снизить экологическую нагрузку от производства. Но разве нельзя было показать это давно, еще до того, как стали возмущаться жители деревень? Считаю, в этом виноваты власти Уфимского района. Наверное, меня будут считать предателем, но то, что я увидел, позволяет говорить — экологическая безопасность здесь выдерживается. Однако есть и другой аспект: мы покупали землю по одной цене, теперь стоимость сотки упала. Кто возместит нам разницу?
— Ваша ситуация не новая, — говорит мне Александр Зыков, десять лет назад бывший первым заместителем главы Егорьевского района. Теперь он работает в районной администрации замом председателя комитета по экономике. — Многие политики зарабатывали очки на страхе людей перед последствиями влияния завода на экологию. Костры горели, милицейские сирены, мигалки… Терпеливым разговором, объяснением нашей позиции мы переломили ситуацию. Завод построили, люди приходят сюда на Дни открытых дверей, видят, как работает производство. После этого инвесторы потянулись к нам: 43 млрд рублей инвестиций в районную экономику влилось за несколько лет. Теперь крупные мировые производители лекарств, стройматериалов, типография построили у нас корпуса. Мы получили 25 новых предприятий. Уровень безработицы в районе 0,4 процента. Мы нашли «золотую середину» — и природа, как видите, не пострадала, и люди работой высокооплачиваемой обеспечены.
Житель поселка Новый, прилегающего к комбинату, Сергей Куликов очень удивился вопросу о том, что местных беспокоит соседство с «Кроношпаном».
— Я живу в километре-полутора от забора завода, никаких неудобств мне это не приносит, — говорит он. — А вот то, что у нас собираются построить центр по содержанию нелегальных мигрантов, — да, беспокоит.
Слухи о том, что такой центр намерены здесь построить, взбудоражил местных жителей. В Егорьевске объявлен референдум по этому поводу, а мэр города в интернете клянется, что не допустит подобного. Кстати, сам мэр, как сказали нам Ардашер Курбаншо и Александр Зыков, живет в 500 метрах от забора «Кроношпана».
И почему бы не жить, если выбросы предприятия в атмосферу составляют от одного до четырех процентов от предельно допустимых концентраций. Об этом доложила гостям разработчик экологического проекта в Егорьевске и будущего в Уфе Светлана Полякова.
Впрочем, главный инженер завода в Егорьевске Геннадий Самарин, он же отвечает и за работу очистных сооружений, сетовал мне на наличие древесной пыли. «Как, вы не видите? — удивился он моей невнимательности. — Вот же она, — он провел пальцем по отполированному бетону во дворе завода. На пальце ничего не осталось.
Эх, не был он в нашей Нижегородке в годы расцвета советской экономики.
— А в поселок Новый эта пыль долетает? — спросил я у него.
— Нет, что вы. Это какой ураган нужен, чтобы поднять все в воздух, — был ответ.
«Кроношпан» использует в производстве низкосортную древесину, отходы производства лесопилок, перестойные леса. Запас спелых и перестойных лесов в республике увеличился в последние годы на 32,8 млн кубометров и составляет 417,0 млн кубометров, что связано с уменьшением объема рубок и неосвоением ежегодной расчетной лесосеки.
Несвоевременная очистка леса ведет его к болезням, гниению, выделению вредных химических веществ. Открытие производства по глубокой переработке низкосортной древесины даст не только экономический эффект, но и оздоровит экологическую ситуацию в регионе.
По нормам, расстояние от жилых домов до производственных площадок не должно превышать 300 метров. По проекту в Уфимском районе это минимальное расстояние составляет 1 тыс. 538 метров.
По мнению экологов, минимизация негативного воздействия будет достигнута за счет использования наилучших доступных технологий европейского уровня. Это касается всех направлений: очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, очистки сточных вод, защиты почв, утилизации отходов.
— На предприятие «Кроношпан» в Уфимском районе дождевые и талые сточные воды будут собираться системой трубопроводов дождевой канализации и поступать для очистки на специализированные очистные сооружения, — поясняет представитель минэкологии региона Светлана ЛУЧИНИНА. — Далее уже очищенными, безусловно, после соответствующего контроля, они будут отводиться в реку Шакша.
— Заводы компании «Кроношпан» расположены по всему миру, в странах с жестким экологическим законодательством, среди которых Австрия, Великобритания, Германия, Польша и США, — говорит министр природопользования и экологии республики Илдар ХАДЫЕВ. — Производство зарекомендовало себя как современное, соответствующее всем природоохранным и санитарно-гигиеническим нормам. Уверен, реализация проекта в Уфимском районе позволит улучшить экологическую обстановку в лесном фонде и даст новый импульс развитию деревопереработки в республике.