Судя по письмам наших читателей, многие считают, что реконструкция железнодорожного вокзала в Уфе — это тот самый случай, когда хотели как лучше, а получается не совсем... Проведенный редакцией опрос показал, что уфимцам уже изрядно надоели вокзальный долгострой и проблемы, которые он породил. В первую очередь — трудности с парковкой.
Напомним, что реконструкция вокзала началась в 2006 году. Тогда правительство региона и руководство РЖД подписали протокол об организации работ и определили порядок долевого финансирования. Расходы оценивались в 2 млрд рублей, половину из которых взял на себя регион, а вторую половину — железнодорожники. Первоначально реконструкцию планировали закончить в 2007 году, но из-за недофинансирования со стороны РЖД сдача объекта затянулась. Первая очередь реконструкции завершилась лишь годом позже и обошлась заказчикам в 3 млрд руб. А вот вторая по плану должна завершиться в 2015 году к саммитам ШОС и БРИКС. Рустэм Хамитов уже обсуждал эту тему с начальником Куйбышевской железной дороги Сергеем Соложенкиным, подчеркнув, что вокзальный долгострой — одна из самых актуальных проблем для всей республики.
Как пояснили «РБ» в руководстве уфимского железнодорожного вокзала, в числе прочих объектов вторая очередь реконструкции предполагает и строительство многоуровневой парковки. Ожидается, что в отличие от сегодняшней ситуации ее ввод кардинально решит проблему парковочных мест. Пока же она держит в напряжении всех автолюбителей еще на подъезде к вокзалу. «Сам вокзал сделали неплохо, — делится мнением один из вокзальных таксистов по имени Рамис. — Но что касается парковки, то в час пик здесь не пробиться. Платной стоянки нет, на привокзальной площади парковаться запрещено. Людям приходится оставлять машину далеко, а потом топать к ней с баулами в руках. Это их злит... А тому, кто на автобусе уехать хочет, — еще хуже. Им почти сотню ступеней преодолеть надо, прежде чем до остановки дойдешь. Молодым-то без разницы, а вот пожилым... Нет, раньше как-то проще было: только вышел из здания — и можешь сразу хоть в автомобиль, хоть в автобус садиться».
Подъем к общественному транспорту и впрямь не сахар. Ступени крутые и высокие — для пенсионера препятствие серьезное. Но есть альтернатива — переход. Для этого нужно попасть в новый зал ожидания и по нему выйти в город. Правда, те, кто на уфимском вокзале не был давно, ориентируются, как правило, не сразу. «Планировка с толку сбивает, — поясняет постовой полицейский. — Поэтому раз десять-двадцать за смену приходится объяснять пассажирам, как из старого здания в новое попасть».
Новое здание действительно смотрится солидно. Что снаружи, что изнутри. Три этажа, работает эскалатор, всюду блеск и лоск. Коридор в город оборудован самодвижущейся дорожкой — траволатором. Удобен еще и тем, что на него можно ставить чемоданы. Далее — поворот направо и... вновь лестница. Тоже довольно крутая и наверняка небезопасная в морозы, когда настывший мрамор начинает скользить. Рядом дорожка эскалатора, но в момент моего пребывания на вокзале она почему-то работала на спуск. Хотя по логике лучше было бы перевести ее в режим подъема: спуститься всегда легче, чем подняться.
Таких «недоучтенностей» на вокзале хватает. Например, чтобы перейти от трамвайной остановки к автобусной, нужно пересечь проезжую часть. Она всего несколько метров шириной, и, видимо, поэтому здесь нет ни светофора, ни разметки пешеходного перехода. А учитывая количество лихачей, он бы не помешал. Да и далеко не все способны резво перейти дорогу.
Расходы на завершение строительства оцениваются еще почти в два миллиарда рублей. Такая цифра была озвучена зимой на встрече главы региона с руководством Куйбышевской железной дороги. Планируется, что помимо парковки на привокзальной территории возведут административные здания, гостиница и пригородный вокзал. Но вот станет ли он удобнее — вопрос. «Вокзал строился давно, когда Уфа еще не была мегаполисом, — поясняет ситуацию председатель республиканского Союза строителей Рашит Мамлеев. — Причем место для его возведения было выбрано явно не самое удачное, со сложным ландшафтом. Поэтому говорить о расширении подъездных путей вряд ли придется. Вторая очередь строительства тоже мало что даст в плане удобства: как ни планируй, а избежать скученности не удастся все равно. Поэтому самым оптимальным шагом для людей было бы вообще перенести вокзал на более удобное место. Но стоить это будет гораздо дороже».
С мнением нашего собеседника согласны многие. Удобных строительных площадок на вокзале нет, и, как говорится, выкроить из блохи голенище не получится. Удобным для всех он смог бы стать только при уменьшении пассажиропотока. А это нереально: в схеме железных дорог России Уфа — один из ключевых пунктов.
Получить комментарий о дальнейшей судьбе уфимского вокзала у РЖД «РБ» не удалось.