Все новости
Экономика
5 Июня 2013, 15:06

Уроки химии

Республика вплотную подошла к порогу её масштабного развития

Промышленники надеются, что не «перехимичили», подписав соглашение.
Промышленники надеются, что не «перехимичили», подписав соглашение.
Идея создания в республике кластера малотоннажной химии стала принимать конкретные очертания. На недавней выставке «Большая химия» нефтехимические предприятия-«малотоннажники» подписали договор о намерениях сотрудничества, что расценивается как посыл для развития отрасли. А сегодня они будут более детально обсуждать оргмоменты.
В создании кластера заинтересовано прежде всего государство. Инициатором подписания документа выступило именно оно. Помимо нашей республики на необходимости такого шага уже неоднократно заостряло внимание руководство Приволжского федерального округа. В частности, полпред Михаил Бабич сообщил, что в ближайшие годы планируется организовать волжский кластер малотоннажной химии. Он предполагает создание и восстановление технологических цепочек, в которых ведущую роль играл наш регион. Теперь он во многом утратил эти позиции, а освободившуюся нишу частично заняли иностранные производители.
Эффект от такой работы специалисты уже оценили: кластер может ежегодно давать 240 млрд рублей и дополнительно создать около 14 тыс. рабочих мест. Если же говорить о республике, то она больше не желает терять экономические возможности, поскольку имеет для развития малотоннажной химии огромный потенциал. Однако должным образом он пока не используется. Как поясняет вице-премьер Дмитрий Шаронов, малотоннажную продукцию (например, ингибиторы коррозии, присадки к топливам и полимерам, удобрения, реактивы) могли бы выпускать нефтеперерабатывающие заводы. Но для промышленных гигантов осваивать ее выпуск — все равно, что палить из пушки по воробьям. Поэтому в республике на это нацелены только небольшие предприятия, которые действуют разрозненно, имеют собственные рынки сбыта и, по большому счету, варятся в собственном соку. В то время как кластер подразумевает общность интересов, причем не только по территориальному признаку.

«Полноценный кластер предполагает не столько технологическую, сколько продуктовую цепочку, — поясняет вице-премьер. — Взять, например, поливинилхлорид: сейчас производитель большей частью продает его куда-то на сторону, хотя ему было бы проще продать свой продукт здесь же, в регионе. Скажем, на завод по производству пластиковых бутылок. Далее в эти бутылки разливается наша же минеральная вода. При этом на каждом этапе к продукции добавляется НДС. Такая схема работает на экономику, а предприятия получают прибыль без лишних затрат. Но это в идеале, к нему мы и стремимся».

Предполагается, что кластер будет действовать на правах саморегулируемой организации. Проще говоря, предприятиям предоставляется возможность организовать собственную коммерческую структуру, на счета которой они в складчину будут перечислять деньги для решения своих проблем. Вкладчики сами будут контролировать их расходование, планировать их распределение и вести учет. Правда, как говорят экономисты, подобная свобода чревата тем, что объединившиеся предприятия могут перерасти в настоящую акулу бизнеса и начнут «пожирать» более слабых. Таких примеров история знает немало, поэтому во избежание подобных проявлений государство, как правило, берет на себя функцию координатора.

Что же касается самих производителей, то им, как показала «Большая химия», идея кластера тоже пришлась по душе. «Малые предприятия, как никто другой, заинтересованы в сплоченности, — комментирует Дмитрий Шаронов. — Ведь если крупное предприятие уверенно держится на рынке, то малому бизнесу нужно выжить. И здесь взаимопомощь — ключевой фактор. При этом, в отличие от промышленных гигантов, они более гибки, быстрее реагируют на перемены и заинтересованы даже в незначительной прибыли. Поэтому собрать их в единую структуру удалось без труда».

Готовность потенциальных конкурентов собраться под одной крышей во многом объясняется поддержкой, которую им обещает республика. Как пояснили «РБ» представители одной из вошедших в кластер компаний, «помощь государства — это голубая мечта любого промышленника». Отказываться от нее желающих нет. В частности, мои собеседники надеются при помощи кластера выйти на производство присадок для автомасел, поскольку это очень перспективное направление. Но в одиночку им его не «потянуть».

Пока же для выпуска малотоннажной продукции республика готова докупить необходимое оборудование. Но пользоваться им предприятия будут на общих основаниях. Технопарк для кластера планируется создать на производственных базах «Полиэфа» и «Газпром нефтехим Салавата». При этом, как поясняет Д. Шаронов, республика сама определила участников кластера, отстранив предприятия с сомнительными намерениями, возможностями и репутацией.
Читайте нас: